Сенсорно-интегративная терапия

Что это такое?

Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен американским психологом Джиной Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной переработки информации могут выражаться в различных поведенческих проблемах.

Сенсорная интеграция –это способность мозга воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию и вырабатывать соответствующую ответную реакцию. От этого зависит наша способность обучаться и правильно поступать в различных ситуациях. Нарушение сенсорной интеграции связано с трудностями в обработке информации любой из сенсорных систем: тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и слуховой.

Дети могут испытывать сенсорные затруднения:

  • при выделении информации, которая заслуживает внимания, от той, которой можно пренебречь;
  • при систематизации информации, позволяющей её проанализировать;
  • при выработке адекватной реакции.
В результате дети становятся излишне требовательными, агрессивными и беспокойными, пытаясь хоть как –то контролировать ситуацию.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции:

1. Прикосновения

  • Избегает грязных предметов, грязных рук;
  • Не любит прикосновений, объятий;
  • Не любит ухаживать за собой;
  • Бьет себя по голове, кусает себя, трогает себя;
  • Предпочитает прикасаться сам, избегает прикосновений к себе;
  • Гиперчувствителен к щекотке.

2. Двигательная активность:

  • Гиперактивен;
  • Плохо держит равновесие координирует движения;
  • Располагает тело, руки в необычных положениях;
  • Слишком сильно или слишком слабо нажимает на предмет;
  • Часто спотыкается или ударяется о предметы;
  • Прогибается назад, когда его держат, переносят.

3. Поведение, игровая активность:

  • Мало участвует или не участвует в групповых играх;
  • Требует к себе частого внимания;
  • Склонен к самостимулирующему поведению;
  • Склонен к ригидности, не выносит перемен в распорядке дня;
  • Склонен к частым приступам гнева;
  • С трудом засыпает, просыпается;
  • Склонен к резкой смене настроения.

Как это работает?

Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. И если уровень ответа чрезмерен для нервной системы или наоборот недостаточен, то тогда и происходит, либо поведенческое избегание определенных стимулов, либо постоянный поиск новых ощущений.

Сенсорно-интегративная терапия направлена на изменение кортикальной структуры, так чтобы происходило улучшение ответной реакции ребенка на раздражители. Улучшение наступает в результате реорганизации (пластичности) чувствительных зон коры головного мозга. Систематизированные сенсорно-интегративные упражнения способны развивать эту пластичность в необходимом направлении.

Выполняя серии специфических контролируемых двигательных и сенсорных упражнений на занятиях сенсорно-интегративной терапии ребенок испытывает чувство контроля над своим телом и окружающей обстановкой, его мозг учиться лучше анализировать сенсорную информацию.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить частое пребывание за телевизором и компьютером на фоне низкой двигательной активности.

Как это происходит?

Специалист на основании наблюдения за ребёнком, опроса родителей и тестирования определяет характер трудностей и прописывает стратегию терапевтического воздействия. Терапия, основанная на сенсорной интеграции, – не медикаментозная терапия, а коррекционная работа, похожая на игру. Однако занятия с терапевтом – не единственный инструмент воздействия. Специалист разрабатывает программу, которая затрагивает образ жизни ребёнка, потому что процесс сенсорной интеграции происходит постоянно. Поэтому нужна и постоянная поддержка ребёнка в этом процессе.

В зависимости от диагностированных трудностей и поставленных задач, специалист будет играть с ребенком: лазить в тоннелях, играть в мяч, проходить полосу препятствия, развивать тактильные ощущения и координировать движения различной сложности. При этом игра обязательно будет в удовольствие для ребенка, так как использование «внутреннего драйва» является важной концептуальной основой подхода. При этом ребенок не должен испытывать боли, страха или другого сильного дискомфорта, хотя в заданиях обязательно будет некоторый «вызов», который и подтолкнет ребенка к изменениям.

В зависимости от тяжести расстройства программа может быть краткосрочной или долгосрочной.

Сайт разработан веб-студией MARK