Что это такое?
Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен американским психологом Джиной Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной переработки информации могут выражаться в различных поведенческих проблемах.
Сенсорная интеграция –это способность мозга воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию и вырабатывать соответствующую ответную реакцию. От этого зависит наша способность обучаться и правильно поступать в различных ситуациях. Нарушение сенсорной интеграции связано с трудностями в обработке информации любой из сенсорных систем: тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и слуховой.
Дети могут испытывать сенсорные затруднения:
- при выделении информации, которая заслуживает внимания, от той, которой можно пренебречь;
- при систематизации информации, позволяющей её проанализировать;
- при выработке адекватной реакции.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции:
1. Прикосновения
- Избегает грязных предметов, грязных рук;
- Не любит прикосновений, объятий;
- Не любит ухаживать за собой;
- Бьет себя по голове, кусает себя, трогает себя;
- Предпочитает прикасаться сам, избегает прикосновений к себе;
- Гиперчувствителен к щекотке.
2. Двигательная активность:
- Гиперактивен;
- Плохо держит равновесие координирует движения;
- Располагает тело, руки в необычных положениях;
- Слишком сильно или слишком слабо нажимает на предмет;
- Часто спотыкается или ударяется о предметы;
- Прогибается назад, когда его держат, переносят.
3. Поведение, игровая активность:
- Мало участвует или не участвует в групповых играх;
- Требует к себе частого внимания;
- Склонен к самостимулирующему поведению;
- Склонен к ригидности, не выносит перемен в распорядке дня;
- Склонен к частым приступам гнева;
- С трудом засыпает, просыпается;
- Склонен к резкой смене настроения.
Как это работает?
Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. И если уровень ответа чрезмерен для нервной системы или наоборот недостаточен, то тогда и происходит, либо поведенческое избегание определенных стимулов, либо постоянный поиск новых ощущений.
Сенсорно-интегративная терапия направлена на изменение кортикальной структуры, так чтобы происходило улучшение ответной реакции ребенка на раздражители. Улучшение наступает в результате реорганизации (пластичности) чувствительных зон коры головного мозга. Систематизированные сенсорно-интегративные упражнения способны развивать эту пластичность в необходимом направлении.
Выполняя серии специфических контролируемых двигательных и сенсорных упражнений на занятиях сенсорно-интегративной терапии ребенок испытывает чувство контроля над своим телом и окружающей обстановкой, его мозг учиться лучше анализировать сенсорную информацию.
В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить частое пребывание за телевизором и компьютером на фоне низкой двигательной активности.
Как это происходит?
Специалист на основании наблюдения за ребёнком, опроса родителей и тестирования определяет характер трудностей и прописывает стратегию терапевтического воздействия. Терапия, основанная на сенсорной интеграции, – не медикаментозная терапия, а коррекционная работа, похожая на игру. Однако занятия с терапевтом – не единственный инструмент воздействия. Специалист разрабатывает программу, которая затрагивает образ жизни ребёнка, потому что процесс сенсорной интеграции происходит постоянно. Поэтому нужна и постоянная поддержка ребёнка в этом процессе.
В зависимости от диагностированных трудностей и поставленных задач, специалист будет играть с ребенком: лазить в тоннелях, играть в мяч, проходить полосу препятствия, развивать тактильные ощущения и координировать движения различной сложности. При этом игра обязательно будет в удовольствие для ребенка, так как использование «внутреннего драйва» является важной концептуальной основой подхода. При этом ребенок не должен испытывать боли, страха или другого сильного дискомфорта, хотя в заданиях обязательно будет некоторый «вызов», который и подтолкнет ребенка к изменениям.
В зависимости от тяжести расстройства программа может быть краткосрочной или долгосрочной.