Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы и формирование коммуникативных умений
Задачи:
- Развитие эмоциональной сензитивности.
- Помощь детям в лучшем понимании, осознании, контроле и выражении своих чувств.
- Развитие коммуникативных навыков детей в общении со сверстниками.
- Формирование позитивной «Я — концепции» и адекватной самооценки детей.
- Помощь, в определении и понимании эмоций других людей.
- Обогащение у детей знания об эмоциональной сфере человека.
- Развитие у детей гибкость поведения, способность адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
Основа успешного поведения и обучения, а также эмоционального благополучия ребенка закладывается в самом начале школьной жизни.
Психологическая помощь, оказанная на ранних этапах формирования дезадаптивных форм поведения и неадекватных представлений ребенка о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию в целом и является профилактикой будущей группы «риска».
Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развитие психологических качеств, необходимых для функционирования как общественного существа. Этот аспект развития описывается как процесс социализации.
Отсутствие необходимых внешних условий приводит к формированию дезадаптивных форм поведения. С точки зрения педагога это может выглядеть как «невоспитанность» ребенка. Но и вполне благоприятное внешнее окружение не отменяет субъективных трудностей детей на пути социализации. Более сложные сочетания факторов развития могут быть источником противоречий в развитии внутреннего мира ребенка.
Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности, к искажению самооценки. Генерализованные изменения самооценки приводят к искажению представлений о себе, «Я -концепции». Дети с искажением «Я -концепции» имеют неустойчивую самооценку, повышено чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Внутренние переживания вначале осознаются как возможность соответствовать требованиям педагогов и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем — как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников.
Для нормального развития и функционирования любой ребенок нуждается в существовании позитивной «Я -концепции», которую он строит сам, но обязательно с помощью взрослых. Именно поэтому взрослым необходимо иметь позитивную концепцию развития ребенка.
Психологическая помощь, оказанная на ранних этапах формирования дезадаптивных форм поведения и неадекватных представлений ребенка о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию в целом и является профилактикой будущей группы «риска».
Данная программа предназначена для коррекционно-развивающей работы психолога с детьми, испытывающими трудности в адаптации и общении, страхи, тревожность, имеют функциональные нервно-психические расстройства. Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Психологический комфорт детей в группе достигается за счет выбора педагогом-психологом соответствующей игровой тональности («мажорности»), по определению А.С. Макаренко. Благоприятная психологическая атмосфера, элементы арттерапии и анималотерапии, двигательная деятельность игрового характера и, вызываемые ею положительные эмоции, способствуют снятию у детей психоэмоционального напряжения, улучшают психофизиологические процессы.