Нейрогимнастика –это метод, двигательной коррекции, позволяющий наверстать когда-то упущенное в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы и на их месте сформировать правильное движение.

Этот метод позволяет простимулировать развитие функций, связанных с движением, тех функций, которые в сложившихся условиях развития не имели возможности правильно сформироваться.

В первую очередь, метод рассчитан на детей, которым невропатологи ставят диагнозы «минимальная мозговая дисфункция», «гиперактивность с дефицитом внимания», «дислексия», «дисграфия».Говоря простым языком, это легко отвлекающиеся, невнимательные, быстро возбуждающиеся и легко утомляющиеся дети, которые никак не научатся правильно читать; дети с не очень хорошей памятью, плохим почерком, эмоционально неуравновешенные, вечно не успевающие за темпом работы класса, знающие все правила, но не применяющие их; дети, которые подолгу делают домашнее задание, неусидчивые, не очень ловкие. Часто родители таких детей говорят о них: «знаю, что он не глупый, он прекрасно знает, что нужно делать, но почему-то не делает...».

Движение, не менее важный, чем зрение или слух способ получения информации о внешнем мире. Если движение не имеет возможности полноценно развиваться, то это приводит к неполноте и искаженности представления об окружающем, построению эмоционально обедненных мысленных образов, часто не вполне соответствующих действительности. Зрение, слух и другие чувства не смогут правильно отразить окружающий мир, если не будет движения. Они не дадут представления о большом и маленьком, далеком и близком, шершавом и гладком. Даже, обозначенные словами, эти ощущения останутся для человека полной абстракцией, если он их не испытает. Науке известен факт, что взрослые люди, слепые от рождения или ослепшие в раннем возрасте, которым удалось восстановить зрение, сначала видят мир плоским, до тех пор, пока не начинают одновременно смотреть и двигаться. Только во взаимодействии зрение и движение дают представление о пространстве. Исчезновение или искажение одного из составляющих приводит к искажению картины внешнего мира и смысла слов -носителей информации о нем. Результат этого - изменение мышления - высшей функции человеческого мозга. По разным причинам, точно определить которые современной науке пока не под силу, дети, о которых идет речь, обладают пониженным тонусом мозговой активности. Это значит, что уровень ее нестабилен, обладает плохой устойчивостью к нагрузкам (особенно длительным) и требует для своего поддержания постоянной стимуляции.

Движение - уникальная функция, предоставляющая широкие возможности для стимуляции мозговой активности. Информация о внешнем мире, получаемая во время движения в сочетании с ощущениями от перемещения собственного тела, позволяет быстро поднять уровень психической активности до необходимого, восстановить работоспособность. Именно этот путь выбирает истощаемый ребенок, что внешне выглядит как неусидчивость, плохое поведение, а в медицине называется «гиперактивностью». Для сравнения, вспомните ситуацию, в которой, я уверена, хотя бы раз находился каждый человек: вы очень устали, но боитесь или не должны уснуть. К примеру, вы ожидаете поезд. Что вы будете делать, чтобы не заснуть? Читать интересную книгу (неинтересная вас моментально усыпит), расхаживать по помещению. Если вы будете сидеть на месте, ничего не делая, вы непременно уснете. Вы устали, и ваш организм требует отдыха. В положении сидя вы не сможете бороться со сном. Приток стимулирующей информации ограничен и недостаточен для того, чтобы удержать организм в состоянии бодрствования. Что-то подобное, только на этот раз хронически, происходит с истощаемым ребенком. Теперь представьте, насколько ему сложно высидеть урок, не крутясь и не грызя ручку. Неинтересная форма подачи материала, монотонный голос учителя - факторы, усугубляющие усталость, и ребенок просто вынужден искать себе развлечение, чтобы хотя бы не уснуть. К сожалению, такая, по сути своей защитная, деятельность детского организма, часто оказывается неприемлемой в условиях школьного обучения. Такие дети мешают работе класса и вызывают раздражение у учителей. Опять же при этом страдает усвоение ребенком материала, а результат - плохие оценки за работу в классе и за поведение.

Не менее существенной проблемой для ребенка может являться неумение совершать движения, требующие работы отдельных групп мышц, без «помощи» всего тела. Речь идет о синкенезиях. Так, например, когда ребенок рисует, у него напрягается лицо, он высовывает язык, наваливается всем телом на стол и раскачивает ногой. Но процесс рисования не требует таких усилий. Вполне достаточно движения руки. Однако наш ребенок не может иначе. Независимо от его воли, в действие включается все тело. В итоге движение оказывается неэкономичным и ребенок быстрее устает. Ho рисование - всего лишь пример. А если каждое движение требует лишних энергетических затрат? Нагрузка на нервную систему возрастает в несколько раз, а, как уже говорилось, устойчивость к нагрузкам у нашего ребенка плохая. Кроме того, такое неэкономичное движение требует повышенных затрат физической энергии, что, в свою очередь, приводит к быстрому физическому утомлению, так как запас энергии в мышце не безграничен. Эти трудности могут не носить такой тотальный характер и проявляться на более мелком уровне, например, на уровне мышц руки. Из-за неправильного взаимодействия между напряжением и расслаблением мышц, каждое мелкое движение превращается в борьбу за правильный результат. Это, в первую очередь, касается письма, как одного из основных навыков, необходимых в школьном обучении. Из-за этих нарушений почерк медленно автоматизируется, каждый раз ребенок пишет букву по-новому, и письмо становится сложной деятельностью, отнимающей много сил и внимания. Из-за этого ребенок часто не может успеть за темпом, задаваемым учителем, недописывает, пропускает буквы. Перед ребенком встают сразу несколько задач: написать красиво, разборчиво, как этого требует учитель, не допустить ошибок и успеть за остальными. Понятно, что в случае нашего ребенка, эти задачи противоречат друг другу. Он вынужден выбрать что-то одно. Часто ему некогда вспоминать выученные правила, и он пишет так, как слышит и, как правило, неразборчиво. Отсюда берутся плохие оценки за грязь в тетради.

Вот краткий итог всего вышесказанного: пониженный тонус мозговой активности + крайняя неэкономичность движения = гиперподвижный, невнимательный, не успевающий за темпом класса,«не умеющий» применять заученные правила, быстро утомляемый ребенок. Двигательная коррекция, при условии ежедневного выполнения упражнений, способна значительно облегчить ситуацию. Наиболее подходящий возраст для ее применения 5-7 лет. В этот период нервная система обладает высокой пластичностью. Это значит, что многие движения еще не превратились в стереотип, легко поддаются перестройке, достаточно просто создать новый двигательный навык. По мере созревания нервная система утрачивает свою пластичность. Уже в 9 лет чрезвычайно трудно изменить неправильно сложившееся движение. Зачастую оно просто «уходит в тень», уступая место новому движению, но через некоторое время после прекращения занятий, снова «занимает свое законное место». Поэтому в этом возрасте очень важно с определенной периодичностью возобновлять занятия, «укрепляя позиции» нового движения. В подростковом возрасте что-либо принципиально изменить практически невозможно – все новое является производным накопленного ранее потенциала. Поэтому, чем раньше вы поможете ребенку справиться с его проблемами, тем меньше затрат сил и времени это потребует. В то же время, даже если ребенок старше 7 лет, нет повода опускать руки. Регулярные занятия способны изменить ситуацию. То, какие упражнения необходимо выполнять для достижения оптимального развития двигательной системы, может определить только специалист во время прохождения диагностики.

Сайт разработан веб-студией MARK