Программа мозжечковой стимуляции

Что это такое?

Мозжечковая стимуляция — комплекс упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи и поведения ребенка. Если раньше считалось, что мозжечок управляет равновесием и координирует движения глаз и других частей тела, то сегодня ученые доказали, что этот маленький комочек, содержащий огромное количество нейронов, отвечает за своевременное развитие интеллекта, речи и эмоционального фона ребенка.

Данный комплекс упражнений подходит для достижения положительной динамики в работе с детьми при:

  • нарушении внимания;
  • гиперактивности;
  • проблемах с овладением школьных навыков;
  • нарушении координации движений, моторной неловкости;
  • нарушении устной и письменной речи;
  • дисграфии, дислексии;
  • нарушениями аутического спектра;
  • нарушении зрительно – пространственных представлений;
  • ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ.

Программа стимуляции мозжечка опирается на теорию доктора Френка Бильгоу и опыт 30-ти летней практики ее применения. Она помогает улучшить навыки речи, письма рукой, математические навыки, память и понимание. Этот тренинг подходит для детей с трудностями в обучении, а также детям со специфическими болезнями.

Истоки возникновения программы и как она работает

В начале 1960-х годов Френк Бильгоу во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Именно это стало началом для развития концепции работы с детьми с нарушениями сенсорной интеграции, которые влекут за собой сложности в обучении.

Данные, полученные в ходе практических экспериментов доктором Бильгоу, нашли свое отражения во многих других теориях о движении и умственном развитии детей. Примерами этого служат теория уровневой организации Н.А. Бренштейна, теория СДЛ ВПФ А.Р. Лурия, принципы нейропсихологии детского возраста Л.С. Цветковой, деятельный подход А.Н. Леонтьева и другие. Сам Бильгоу выдвинул 3 принципа программы:

  • стимулирование сенсорной интеграции;
  • пространственное воображение и чувство равновесия;
  • проприоцептивное обучение.

Конечно, 30 лет назад ученый не мог предусмотреть все, но другие заинтересованные специалисты в ходе применения программы на практике смогли дополнить ее еще 2 следующими принципами:

  • индивидуально-личностное обучение;
  • поэтапное формирование.

Таким образом, методика совершенствует работу мозжечка, формируя большое количество новых нейронных связей, что сказывается на уровне обучаемости ребенка. В ходе занятий повышается пластичность мозга и появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга.

Как это происходит?

Стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать равновесие и выполнять предложенные в игровой форме упражнения. Если ребенку не удается удерживать баланс, то он меняет положение своего тела в пространстве, по другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор пока ему не удастся найти равновесие. По мере прохождения курса увеличиваются сложности удержания равновесия, специальной регулировкой оборудования. Мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражение от вестибулярной системы и от системы проприорецепции. Это приводит к увеличению скорости вырабатывания реакции мозгом для удержания равновесия, что отражается в повседневной жизни в увеличении скорости чтения и письма.

Курс рассчитан на 20 занятий 3-4 раза в неделю, через месяц курс повторяют. Длительность одного занятия составляет 30-50 минут (зависит от возраста ребенка и особенностей его развития).

Противопоказания к применению:

  • Эпилепсия, повышенная судорожная активность;
  • Органические нарушения головного мозга, психические заболевания, если упражнения провоцируют ухудшение состояния ребенка.
Сайт разработан веб-студией MARK