АВА – терапия – это коррекционная методика, которая является одним из самых эффективных подходов в коррекции поведения, речевых расстройств и обучения адаптивным навыкам детей с аутизмом и другими задержками в развитии.

Прикладной анализ поведения - это научная дисциплина, которая изучает поведение и предлагает инструменты для его изменения. С помощью воздействия на факторы окружающей среды создаются условия, в которых нужное поведение закрепляется, а нежелательное угасает или прекращается. При этом используется научно-подтвержденная и обоснованная методология

Любой анализ предполагает процедуру разделения изучаемого явления на части – признаки, свойства, отношения, сбор и обобщение информации о них, выявление взаимосвязей и факторов, оказывающих влияние на исследуемый объект. Так анализ поведения рассматривает поведение человека как отдельный научный феномен, изучаются факторы в окружающей среде, с помощью которых это поведение можно изменить. При этом объектом изучения прикладного анализа поведения является не любое поведение, а только социально-значимое – необходимое человеку для успешного существования в обществе и взаимодействия с ним. Например, общение, речь, обучение.

Помимо трех вышеперечисленных характеристик метода АВА (прикладной, поведенческий и аналитический), он, как научная дисциплина, обладает также следующими характеристиками:

  • Метод АВА технологический: любой поведенческий аналитик должен смочь «воспроизвести программу с теми же результатами», изучив ее описание. Таким образом, программа обучения должна представлять собой детально и тщательно прописанный алгоритм, не допускающий неоднозначного толкования.
  • Метод АВА концептуальный: любое исследование и программа в АВА должны быть обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа.
  • Метод АВА эффективный: применяя поведенческие техники, в обязательном порядке отслеживается результат изменений в поведении и в уровне полученных навыков. Так, работа ведётся не со спрогнозированными теоретическими результатами, а всегда с практической значимостью изменений.
  • Метод АВА общий: изменение в поведении, достигнутое в процессе применения метода должно длится в течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды поведения, а не только на то, которое подвергалось вмешательству. Навыки, полученные в процессе обучения, обобщаются и сохраняются после прекращения вмешательства.

Кому полезна АВА-терапия?

  • Аутизм
  • Любое поведение, которое родители и другие люди считают проблемным
  • Приступы гнева
  • Физическая агрессия
  • Самоповреждения
  • Непослушание

Этапы работы АВА - тераписта

  1. Предварительный этап:
    - беседа с родителями для изучения поведенческим консультантом первичной информации о ребенке, его проблемного поведения, подготовка плана тестирования и наблюдения. Могут быть составлены дополнительные опросники для родителей
  2. Этап диагностический:
    - проведение тестирование
    - проведение наблюдения за поведением ребенка или в условиях центра или на дому
  3. Составление индивидуальной программы развития навыков ребенка и развития желаемого поведения. При необходимости визирование программы у супервизора (специалиста ВСВА)
  4. Разработка протоколов для достижения целей индивидуальной программы
  5. Подготовка и обучение людей, которые будут осуществлять разработанную программу развития навыков (специалистов центра и родителей)
  6. Реализация программы

Как это работает?

  1. Методика дискретных попыток
    Обучение происходит пошагово – задача приобретения навыка разбивается на ряд простых отдельных задач. На выполнение каждой задачи даются короткие попытки, при этом используются подсказки, так общая эффективность обучения увеличивается. Каждая попытка имеет ясное начало и окончание, к ней прилагаются определенные инструкции и подсказки. Попытки коротки, поэтому их может быть несколько, и возможно несколько исходов попытки.
  2. Вербальное поведение
    Для этой методики характерен структурированный индивидуальный формат. Цель методики – обучение ребенка языку путем построения связей между словом и его значением.
  3. Обучение в естественной среде
    Для обучения ребенка терапевт использует подходящие ситуации. Ребенок учится при любой возможности, когда предоставляется удобный случай.
  4. Главные реакции
    В методике используется естественная среда. Акцент ставится на мотивации ребенка различными способами: ребенку дается возможность сделать выбор, возможность чередования, попытки поощряются.
  5. Обучение самоуправлению
    Обучение самоуправлению используется для того, чтобы сделать ребенка более независимым от помощи родителей и учителей и лучше закреплять навыки. Эта техника в результате позволяет ребенку контролировать свое поведение. Он обучается самостоятельно отслеживать, оценивать и контролировать свое поведение, а также обеспечивать себе свой собственный вид поощрения.
  6. Видеомоделирование
    Ребенку неоднократно демонстрируются презентации желаемого поведения. Это позволяет работать над социальными навыками, обучать гигиеническим процедурам ухода за собой, пониманию эмоций.

Объем терапии определяется специалистом ВСВА (куратором программы). Количество требуемых часов зависит от уровня имеющихся навыков и диапазона расстройства. Обычно варьируется от 10 до 40 часов в неделю. Чем раньше ребенок начинает АВА – терапию, тем лучше. Если ребенок начинает получать терапию до 4-х лет – это считается ранним вмешательством. Даже если терапии не было в раннем возрасте, она может быть полезна и в более позднем возрасте. Для АВА – терапии не существует нижнего или верхнего возрастного предела. В нашем центре прием ведет сертифицированный АВА – терапист уровня ВСаВА Гурылева Татьяна Сергеевна

Сайт разработан веб-студией MARK