Тестирование ребенка на склонность к аутизму с момента рождения

Быстро наступающее утомление как фактор трудностей обучения чтению и письму
26.08.2017
Открываем набор в Родительский Клуб
06.10.2017

Институты детского здравоохранения советуют родителям наблюдать за поведением малыша с момента его рождения и при выявлении несоответствий обращаться к детским специалистам.

Отклонениями в детском развитии с рождения до полуторагодовалого возраста является отсутствие следующих поведенческих факторов:

  • улыбки или попытки выразить радостные эмоции;
  • ответная реакция на улыбку, мимику, звуки взрослых;
  • попытки установить зрительный контакт с матерью во время кормления, или окружающими ребенка людьми;
  • реакция на собственное имя или на знакомый голос;
  • жестикуляция, размахивание руками;
  • использование пальцев для указания на интересующие ребенка предметы;
  • попытки начать разговаривать (гулить, ворковать);
  • просьба взять его на руки;
  • радость от пребывания на руках.

При обнаружении даже одного из вышеперечисленных отклонений родителям следует обратиться к врачу. Одним из признаков данного заболевания является сверхсильная привязанность к кому-нибудь из членов семьи, чаще всего — матери. Внешне ребенок не демонстрирует свое обожание. Но при возникновении угрозы прерывания связи дети могут отказываться от еды, у них возникает рвота или поднимается температура.

Когда необходимо обратиться к врачу детскому психиатру?

К врачу необходимо обращаться при первых же подозрениях на элементы аутизма у ребенка. Специалист, прежде чем протестировать ребенка, наблюдает за его поведением. Нередко диагноз аутизма не составляет затруднений (присутствуют стереотипии, отсутствует контакт с окружением). В то же время постановка диагноза требует тщательного сбора истории болезни ребенка. Врача привлекают детали о том, как рос и развивался ребенок в первые месяцы жизни, когда появились первые беспокойства матери и с чем они связаны.

Чаще всего перед приходом к детскому психиатру или психологу родители уже посещали врачей, подозревая ребенка в глухоте или немоте. Врач уточняет, когда ребенок перестал говорить и чем это было вызвано. Отличием мутизма (отсутствие речи) при аутизме от другой патологии является то, что при аутизме изначально ребенок начинает говорить. Некоторые дети начинают говорить даже раньше, чем их сверстники. Далее врач спрашивает о поведении ребенка дома и в детском саду, о его контактах с другими детьми.

Параллельно проводится наблюдение за пациентом — как ребенок ведет себя на приеме у врача, как ориентируется в разговоре, смотрит ли в глаза. На отсутствие контакта может указывать тот факт, что ребенок не дает предметы в руки, а бросает их на пол. Гиперактивное, стереотипное поведение говорит в пользу аутизма. Если ребенок говорит, то обращается внимание на его речь — есть ли в ней повторения слов (эхолалии), преобладает ли монотонность или, наоборот, вычурность.

Далее врач может порекомендовать тестирование у специалиста, который занимается проблемами аутизма. На основании наблюдения за ребенком, анализа его коммуникации и результатов тестирования может быть поставлен диагноз.

Способами выявления симптомов, свидетельствующих в пользу аутизма, являются:

  • наблюдение за ребенком в социуме;
  • анализ навыков невербальной и вербальной коммуникации;
  • изучение интересов ребенка, особенностей его поведения;
  • проведение тестов и анализ полученных результатов.

Отклонения в поведении видоизменяются с возрастом, поэтому возрастной фактор следует учитывать при анализе детского поведения и особенностей его развития.

Взаимоотношения ребенка с окружающим миром

Социальные нарушения у детей с аутизмом могут проявляться с первых месяцев жизни. Аутисты со стороны выглядят более спокойными, нетребовательными и замкнутыми по сравнению со своими сверстниками. Находясь в обществе чужих или малознакомых людей они испытывают сильный дискомфорт, который по мере взросления перестает в тревогу. Если человек со стороны пытается навязать свое общение или внимание, ребенок может убежать, заплакать.

Признаками, по которым можно определить наличие данного заболевания у ребенка с рождения до трех лет, являются:

  • отсутствие желания идти на контакт с матерью и другими близкими людьми;
  • сильная (примитивная) привязанность к кому-нибудь из членов семьи (ребенок не проявляет обожание, но при разлуке у него может начаться истерика, подняться температура);
  • нежелание находиться на руках у матери;
  • отсутствие предвосхищающей позы при приближении матери;
  • выражение дискомфорта при попытке установить с ребенком зрительный контакт;
  • отсутствие интереса к происходящим вокруг событиям;
  • демонстрация сопротивления при попытке приласкать ребенка.

Проблемы с построением отношений с окружающим миром остаются и в более позднем возрасте. Неумение понимать мотивы и поступки других людей делает аутистов плохими собеседниками. Для того чтобы снизить уровень своих переживаний по этому поводу такие дети предпочитают уединение.

К симптомам, которые указывают на аутизм у детей в возрасте с 3 до 15 лет, относятся:

  • неспособность завязывать дружеские отношения;
  • демонстрация отстраненности от окружающих (которая иногда может сменяться возникновением сильной привязанности к одному человеку или узкому кругу лиц);
  • отсутствие желания идти на контакт по собственной инициативе;
  • затрудненное понимание эмоций, поступков других людей;
  • сложные отношения со сверстниками (травля со стороны других детей, использование по отношению к ребенку обидных кличек);
  • неумение принимать участие в командных играх.

Навыки вербальной и невербальной коммуникации при аутизме

Дети с данным заболеванием начинают разговаривать значительно позже своих сверстников. Впоследствии речь таких больных отличается уменьшенным количеством согласных букв, изобилует механическим повторением одних и тех же фраз, которые не имеют отношения к разговору.

Отклонениями речевого и неречевого общения у детей в возрасте от 1 месяца до 3 лет с данными заболеванием являются:

  • отсутствие попыток взаимодействия с окружающим миром при помощи жестов и мимики;
  • отсутствие лепета в возрасте до года;
  • неиспользование в разговоре до полутора лет единичных слов;
  • неумение строить полноценные осмысленные предложения в возрасте до 2 лет;
  • отсутствие указательного жеста;
  • слабая жестикуляция;
  • неумение выразить без слов свои желания.

Коммуникативными нарушениями, которые могут указывать на аутизм у ребенка, чей возраст превышает 3 года, являются:

  • патологии речи (неуместное использование метафор, перестановка местоимений);
  • использование в разговоре визга, крика;
  • применение слов и фраз, не подходящих по смыслу;
  • странная мимика или полное ее отсутствие;
  • отсутствующий, устремленный в «никуда» взгляд;
  • слабое понимание метафор и речевых выражений, сказанных в переносном смысле;
  • придумывание собственных слов;
  • необычные жесты, которые не имеют очевидного значения.

Интересы, привычки, поведенческие особенности ребенка с аутизмом

Дети с аутизмом с трудом понимают правила игры с такими понятными для их сверстников игрушками как, например, машинка или кукла. Так, аутист может не катать игрушечный автомобиль, а крутить его колесо. Больному ребенку сложно заменять одни предметы другими или использовать в игре вымышленные образы, так как слабо развитые абстрактное мышление и воображение являются одними из симптомов этой болезни. Отличительной чертой данного заболевания являются нарушения в использовании органов зрения, слуха, вкуса.

Отклонениями в поведении ребенка в возрасте до 3 лет, которые свидетельствуют о заболевании, являются:

  • концентрация при игре не на игрушке, а на отдельных ее деталях;
  • трудности с определением предназначения предметов;
  • плохая координация движений;
  • повышенная чувствительность к звуковым раздражителям (сильный плач из-за звука работающего телевизора);
  • отсутствие реакции на обращение по имени, просьбы родителей (иногда создается впечатление, что ребенок имеет проблемы со слухом);
  • изучение предметов необычным образом – использование не по предназначению органов чувств (ребенок может нюхать или пробовать на вкус игрушки);
  • использование необычного угла обзора (ребенок близко к глазам подносит предметы или смотрит на них склонив на бок голову);
  • стереотипные движения (махи руками, покачивание телом, вращение головой);
  • нестандартное (недостаточное или избыточное) реагирование на стресс, боль;
  • проблемы со сном.

Дети с аутизмом в более старшем возрасте сохраняют свойственную этому заболеванию симптоматику, а также по мере развития и взросления проявляют другие признаки. Одной из особенностей страдающих аутизмом детей является необходимость в определенной системе. К примеру, ребенок может настаивать на прогулке по составленному им маршруту и не менять его на протяжении нескольких лет. При попытках внести изменения в установленные им правила аутист может активно выражать недовольство и проявлять агрессию.

Симптомами аутизма у больных, чей возраст варьирует в диапазоне от 3 до 15 лет, являются:

  • сопротивление переменам, склонность к однообразию;
  • неспособность переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • агрессия по отношению к самому себе (по данным одного исследования, порядка 30 процентов детей с аутизмом кусают себя, щипают и причиняют другие виды болевых ощущений);
  • плохая концентрация внимания;
  • повышенная избирательность в выборе блюд (что в двух третях случаев вызывает проблемы с пищеварением);
  • узко обособленные навыки (запоминание не имеющих значения фактов, увлечение темами и занятиями, которые несвойственны возрасту);
  • слабо развитое воображение.

M-CHAT тест для проведения обследования детей от 16 до 30 месяцев

Результаты этого теста, как и других инструментов для детского скрининга (обследования), не обладают стопроцентной достоверностью, но являют собой основание для прохождения диагностического обследования у специалистов. Отвечать на пункты M-CHAT теста нужно «Да» или «Нет». Если явление, обозначенное в вопросе, при наблюдениях за ребенком проявлялось не более двух раз, этот факт не зачитывается.

Вопросами M-CHAT теста являются:

  • №1– Получает ли ребенок удовольствие, когда его качают (на руках, коленях)?
  • №2– Возникает ли у ребенка интерес к другим детям?
  • № 3– Нравится ли ребенку использовать предметы как ступеньки и карабкаться по ним вверх?
  • № 4– Получает ли ребенок удовольствие от такой игры, как прятки?
  • № 5– Имитирует ли ребенок в процессе игры какие-либо действия (разговаривает по воображаемому телефону, качает несуществующую куклу)?
  • № 6– Пользуется ли ребенок указательным пальцем, когда испытывает необходимость в чем-либо?
  • № 7– Использует ли ребенок свой указательный палец для того, чтобы подчеркнуть свой интерес к какому-нибудь предмету, человеку или действию?
  • № 8– Использует ли по предназначению ребенок свои игрушки (строит крепости из кубиков, одевает кукол, катает по полу машинки)?
  • № 9– Акцентировал ли когда-либо внимание ребенок на заинтересовавших его предметах, принося их и показывая родителям?
  • № 10– Может ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более 1 – 2 секунд?
  • № 11– Возникали ли когда-либо у ребенка признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (закрывал ли он уши во время громкой музыки, просил ли выключить пылесос)?
  • № 12– Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
  • № 13– Повторяет ли ребенок за взрослыми их движения, мимику, интонацию;
  • № 14– Отзывается ли ребенок на свое имя?
  • № 15– Укажите на игрушку или другой предмет в комнате пальцем. Посмотрит ли на него ребенок?
  • № 16– Ходит ли ребенок?
  • № 17– Посмотрите на какой-нибудь предмет. Повторит ли ребенок ваши действия?
  • № 18– Был ли замечен ребенок в совершении необычных жестов пальцами вблизи своего лица?
  • № 19– Предпринимает ли ребенок попытки привлечь к себе внимание, и к тому, чем он занимается?
  • № 20– Дает ли ребенок повод думать о том, что у него присутствуют проблемы со слухом?
  • № 21– Понятно ли ребенку то, что говорят окружающие его люди?
  • № 22– Случалось ли так, что ребенок бродил или занимался чем-либо без цели, производил впечатление полного отсутствия?
  • № 23– При встрече с незнакомыми людьми, явлениями, смотрит ли ребенок в лицо родителям, для того, чтобы проверить реакцию?

Расшифровка ответов M-CHAT теста
Чтобы определить, прошел ребенок данный тест или нет, следует сравнить полученные ответы с теми, которые приведены в интерпретации теста. При совпадении трех обычных или двух критических пунктов, ребенку необходимо пройти обследование у врача.

Пунктами интерпретации M-CHAT теста являются:

  • № 1– нет;
  • № 2– нет (критический пункт);
  • № 3, № 4, № 5, № 6– нет;
  • № 7– нет (критический пункт);
  • № 8– нет;
  • № 9– нет (критический пункт);
  • № 10– нет;
  • № 11– да;
  • № 12– нет;
  • № 13, № 14, № 15– нет (критические пункты);
  • № 16, № 17– нет;
  • № 18– да;
  • № 19– нет;
  • № 20– да;
  • № 21– нет;
  • № 22– да;
  • № 23– нет.

Шкала CARS для определения аутизма у детей от 2 до 6 лет

Шкала CARS представляет собой один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Исследование может быть проведено родителями на базе наблюдений за ребенком во время его пребывания дома, в кругу родственников, сверстников. Также должны быть включены сведения, полученные от воспитателей и педагогов. Шкала включает в себя 15 категорий, которые описывают все имеющие значение для диагностики области.
При выявлении соответствий с предлагающимися вариантами следует использовать балл, указанный напротив ответа. При подсчете значений теста можно учитывать также промежуточные значения (1.5, 2.5, 3.5) в тех случаях, когда поведение ребенка расценивается как среднее между описаниями ответов.

Пунктами оценочной шкалы CARS являются:

1. Взаимоотношения с людьми:

  • отсутствие трудностей— поведение ребенка отвечает всем необходимым критериям его возраста. Может наблюдаться стеснительность или суетливость в тех случаях, когда ситуация носит незнакомый характер – 1 балл;
  • легкие трудности— ребенок проявляет беспокойство, старается избегать прямого взгляда или пресекать разговоры в тех случаях, когда внимание или общение носит навязчивый характер и исходит не по его инициативе. Также проблемы могут проявляться в виде стеснения или излишней зависимости от взрослых в сравнении с детьми такого же возраста – 2 балла;
  • трудности среднего характера— отклонения такого типа выражаются в демонстрации отстраненности и игнорировании взрослых. В некоторых случаях для того, чтобы добиться детского внимания, необходима настойчивость. На контакт по собственному желанию ребенок идет очень редко – 3 балла;
  • серьезные проблемы в отношениях— ребенок в самых редких случаях отвечает и никогда не проявляет заинтересованность к тому, чем заняты окружающие – 4 балла.
  1. Подражание и навыки имитации:
  • способности соответствуют возрасту— ребенок без труда может воспроизводить звуки, телодвижения, слова – 1 балл;
  • имитационные навыки немного нарушены— ребенок без трудностей повторяет простые звуки и движения. Более сложные имитации осуществляются с помощью взрослых – 2 балла;
  • средний уровень нарушений— для воспроизведения звуков и движений ребенку необходима поддержка со стороны и значительные усилия – 3 балла;
  • серьезные проблемы с подражанием— ребенок не предпринимает попыток имитировать акустические явления или физические действия даже при помощи взрослых – 4 балла.
  1. Эмоциональный фон:
  • эмоциональный ответ в норме— эмоциональная реакция ребенка соответствует ситуации. Выражение лица, поза и поведение меняются в зависимости от происходящих событий – 1 балл;
  • присутствуют незначительные нарушения— иногда проявление детских эмоций не связано с действительностью – 2 балла;
  • эмоциональный фон подвержен нарушениям средней тяжести— детская реакция на ситуацию может быть задержана по времени, быть выражена слишком ярко или, наоборот, сдержанно. В некоторых случаях ребенок может смеяться без повода или не выражать каких-либо эмоций, соответствующих происходящим событиям – 3 балла;
  • ребенок испытывает серьезные трудности в эмоциональном плане— детские ответы в большинстве случаев не отвечают ситуации. Настроение ребенка остается без изменений на протяжении длительного времени. Могут происходить обратные ситуации – ребенок начинает смеяться, плакать или выражать другие эмоции без видимых на то причин – 4 балла.
  1. Контроль тела:
  • навыки соответствуют возрасту— ребенок хорошо и свободно двигается, движения обладают точностью и четкой координацией – 1 балл;
  • нарушения в легкой стадии— ребенок может испытывать некоторую неловкость, часть его движений являются необычными – 2 балла;
  • средний уровень отклонений— поведение ребенка может включать такие моменты как хождение на цыпочках, пощипывание тела, необычные движения пальцами, вычурные позы – 3 балла;
  • ребенок испытывает внушительные трудности с владением своего тела— в детском поведении часто наблюдаются странные, несвойственные возрасту и ситуации движения, которые не прекращаются даже при попытках наложить на них запрет – 4 балла.
  1. Игрушки и другие предметы в обиходе:
  • норма— ребенок играет с игрушками и использует другие предметы в соответствии с их предназначением – 1 балл;
  • отклонения в небольшой степени— могут наблюдаться странности при игре или взаимодействии с другими вещами (например, ребенок может пробовать игрушки на вкус) – 2 балла;
  • проблемы средней тяжести— у ребенка могут возникать трудности с определением предназначения игрушек или предметов. Также он может уделять повышенное внимание отдельным частям куклы или машинки, сильно увлекаться деталями и необычно использовать игрушки – 3 балла;
  • серьезные нарушения— ребенка трудно отвлечь от игры или, наоборот, призвать к этому занятию. Игрушки в большей степени используются странным, несоответствующим образом – 4 балла.
  1. Приспособленность к изменениям:
  • реакция ребенка отвечает возрасту и ситуации— при смене условий ребенок не испытывает большого волнения –1 балл;
  • наблюдаются небольшие сложности— у ребенка существуют некоторые сложности с адаптацией. Так, при смене условий решаемой задачи малыш может продолжить поиски решения, используя первоначальные критерии – 2 балла;
  • отклонения среднего уровня— при смене обстановки ребенок начинает активно противостоять этому, испытывает негативные эмоции – 3 балла;
  • ответ на изменения в полной мере не соответствует норме— любые перемены ребенок воспринимает негативно, могут случаться истерики – 4 балла.
  1. Визуальная оценка ситуации:
  • нормальные показатели— ребенок в полной мере использует зрение для знакомства и анализа новых людей, предметов – 1 балл;
  • легкие нарушения— могут быть выявлены такие моменты как «взгляд в никуда», избегание зрительного контакта, повышенная заинтересованность зеркалами, источниками света – 2 балла;
  • проблемы средней тяжести— ребенок может испытывать дискомфорт и избегать прямого взгляда, использовать необычный угол обзора, подносить предметы слишком близко к глазам. Для того чтобы ребенок посмотрел на предмет требуется несколько раз напомнить ему об этом – 3 балла;
  • значительные проблемы с использованием зрения— ребенок предпринимает максимум усилий для того, чтобы исключить зрительный контакт. В большинстве случаев зрение используется необычным образом – 4 балла.
  1. Звуковая реакция на действительность:
  • соответствие норме— реакция ребенка на звуковые раздражители и речь отвечает возрасту и обстановке – 1 балл;
  • присутствуют небольшие расстройства— ребенок может не ответить на некоторые вопросы, или отреагировать на них с задержкой. В некоторых случаях может быть выявлена повышенная звуковая чувствительность – 2 балла;
  • отклонения среднего уровня— реакция ребенка может быть разной на одинаковые звуковые явления. Иногда ответа не поступает даже после нескольких повторений. На некоторые обыкновенные звуки ребенок может возбужденно реагировать (закрывать уши, выказывать недовольство) – 3 балла;
  • звуковой ответ в полной мере не отвечает норме— в большинстве случаев реакция ребенка на звуки является нарушенной (недостаточной или избыточной) – 4 балла.
  1. Использование таких органов чувств как обоняние, осязание и вкус:
  • норма— в исследовании новых предметов и явлений ребенок использует все чувства в соответствии с возрастом. При болевых ощущениях проявляет реакцию, которая отвечает уровню боли – 1 балл;
  • небольшие отклонения— иногда ребенок может испытывать сложности с тем, какие органы чувств следует задействовать (например, пробовать на вкус несъедобные предметы). Испытывая боль, ребенок может выражать преувеличивать или преуменьшать ее значение – 2 балла;
  • проблемы средней степени— ребенок может быть замечен в том, что нюхает, трогает, пробует на вкус людей, животных. Реакция на боль не соответствует действительности – 3 балла;
  • серьезные нарушения— знакомство и изучение предметов в большей мере происходит необычными способами. Ребенок пробует на вкус игрушки, нюхает одежду, ощупывает людей. При возникновении болезненных ощущений он их игнорирует. В некоторых случаях может быть выявлена преувеличенная реакция на небольшой дискомфорт – 4 балла.
  1. Страхи и реакция на стресс:
  • естественное реагирование на стресс и проявление страхов— поведенческая модель ребенка соответствует его возрасту и происходящим событиям – 1 балл;
  • невыраженные расстройства— иногда ребенок может испугаться или перенервничать больше обычного в сравнении с поведением других детей в аналогичных ситуациях – 2 балла;
  • нарушения средней тяжести— детская реакция в большинстве случаев не отвечает реальности – 3 балла;
  • сильные отклонения— уровень страха не снижается, даже после того как ребенок несколько раз переживает схожие ситуации, при этом успокоить малыша достаточно сложно. Также может быть замечено полное отсутствие переживаний при обстоятельствах, которые других детей вынуждают беспокоиться – 4 балла.
  1. Коммуникационные способности:
  • норма— ребенок общается с окружением в соответствии с характерными для его возраста возможностями – 1 балл;
  • легкое отклонение— может быть выявлена небольшая задержка речи. Иногда заменяются местоимения, используются необычные слова – 2 балла;
  • расстройства среднего уровня— ребенок задает большое количество вопросов, может выражать озабоченность определенными темами. Иногда речь может отсутствовать или содержать бессмысленные выражения – 3 балла;
  • серьезные нарушения вербальной коммуникации— речь со смыслом почти отсутствует. Часто в общении ребенок использует странные звуки, подражает животным, имитирует транспорт – 4 балла.
  1. Навыки невербального общения:
  • норма— ребенок в полной мере использует все возможности невербальной коммуникации – 1 балл;
  • небольшие нарушения— в некоторых случаях ребенок может испытывать трудности с тем, чтобы обозначить свои желания или потребности жестами – 2 балла;
  • отклонения средней степени— в основном, ребенку сложно объяснить без слов то, что он хочет – 3 балла;
  • серьезные расстройства— ребенку сложно понять жесты и выражение лица других людей. В своей жестикуляции он использует только необычные движения, которым не свойственно очевидное значение – 4 балла.
  1. Физическая активность:
  • норма— ребенок ведет себя так же, как и его сверстники – 1 балл;
  • небольшие отклонения от нормы— детская активность может быть немного выше или ниже нормы, что причиняет деятельности ребенка некоторые сложности – 2 балла;
  • средняя степень нарушений— поведение ребенка не соответствует ситуации. Например, при отходе ко сну он отличается повышенной активностью, а в течение дня пребывает в сонном состоянии – 3 балла;
  • анормальная активность— ребенок редко пребывает в нормальном состоянии, в большинстве случаев проявляя чрезмерную пассивность или активность – 4 балла.
  1. Интеллект:
  • развитие ребенка отвечает норме— детское развитие сбалансировано и не отличается необычными навыками – 1 балл;
  • нарушения легкой степени— ребенок обладает стандартными навыками, в некоторых ситуациях его сообразительность ниже, чем у сверстников – 2 балла;
  • отклонения среднего типа— в большинстве случаев ребенок не так сообразителен, но в некоторых сферах его навыки соответствуют норме – 3 балла;
  • серьезные проблемы в интеллектуальном развитии— детская сообразительность ниже общепринятых значений, но существуют области, в которых ребенок разбирается гораздо лучше своих одногодок – 4 балла.
  1. Общее впечатление:
  • норма— внешне ребенок не проявляет признаков заболевания – 1 балл;
  • легкое проявление аутизма— при некоторых обстоятельствах ребенок демонстрирует симптомы болезни – 2 балла;
  • средний уровень— ребенок манифестирует ряд признаков аутизма – 3 балла;
  • тяжелый аутизм— ребенок показывает обширный перечень проявлений данной патологии – 4 балла.

Подсчет результатов
Проставив напротив каждого подраздела оценку, которая соответствует поведению ребенка, следует суммировать баллы.

Критериями определения состояния ребенка являются:

  • количество баллов от 15 до 30– аутизма нет;
  • количество баллов от 30 до 36– вероятно проявление заболевания в легкой и средней степени (синдром Аспергера);
  • количество баллов от 36 до 60– есть риск того, что ребенок болен тяжелым аутизмом.

 Интерпретация полученных данных
Если общая сумма баллов не превышает 19, итог теста считается нормальным. При значении, которое варьирует от 19 до 22 – вероятность аутизма является повышенной, свыше 22 – высокой.

Тест ASSQ для диагностирования детей от 6 до 16 лет

Данный метод тестирования предназначен для определения склонности к аутизму и может быть использован родителями в домашних условиях.
Каждый вопрос в тесте предполагает три варианта ответов — «нет», «отчасти» и «да». Первый вариант ответа отмечается нулевым значением, ответ «отчасти» подразумевает 1 балл, ответ «да» — 2 балла.
Вопросами теста ASSQ являются:
Можно ли использовать в описании ребенка такие выражения как «старомодный» или «не по годам умный»?

  • Называют ли сверстники ребенка «чокнутым или эксцентричным профессором»?
  • Можно ли сказать о ребенке, что он пребывает в собственном мире с необычными правилами и интересами?
  • Собирает (или запоминает) ли ребенок данные и факты по отдельным темам, недостаточно или совсем при этом в них не разбираясь?
  • Случалось ли буквальное восприятие сказанных в переносном смысле фраз?
  • Использует ли ребенок необычный стиль общения (старомодный, вычурный, витиеватый)?
  • Был ли замечен ребенок в том, что придумывает собственные речевые выражения и слова?
  • Можно ли назвать голос ребенка необычным?
  • Использует ли ребенок в вербальной коммуникации такие приемы как визг, хрюканье, сопение, крик?
  • Было ли отмечено выраженное преуспевание ребенка в одних областях и сильное отставание в других сферах?
  • Можно ли сказать о ребенке, что он хорошо пользуется речью, но при этом не принимает во внимание интересы других людей и правила нахождения в социуме?
  • Верно ли утверждение о том, что ребенок испытывает затруднение с пониманием чужих эмоций?
  • Свойственны ли ребенку наивные и смущающие остальных людей высказывания и замечания?
  • Является ли аномальным тип визуального контакта?
  • Ребенок испытывает желание, но не может строить отношения со сверстниками?
  • Пребывание с другими детьми возможно только на его условиях?
  • Ребенок не имеет лучшего друга?
  • Можно ли сказать, что в действиях ребенка не хватает здравого смысла?
  • Наблюдаются ли сложности при командной игре?
  • Были ли отмечены неловкие движения и неуклюжие жесты?
  • Случались ли у ребенка непроизвольные движения телом, лицом?
  • Возникают ли сложности при выполнении повседневных обязанностей, в виду посещающих ребенка навязчивых мыслей?
  • Обладает ли ребенок приверженностью к порядку по особым правилам?
  • Отмечена ли у ребенка особая привязанность к предметам?
  • Подвергается ли травке ребенок со стороны сверстников?
  • Использует ли ребенок необычные мимические движения?
  • Были ли замечены у ребенка странные движения руками или другими частями тела?

Интерпретация полученных данных
Если общая сумма баллов не превышает 19, итог теста считается нормальным. При значении, которое варьирует от 19 до 22 – вероятность аутизма является повышенной, свыше 22 – высокой.

Тесты, позволяющие определить аутизм, и анализ их результатов

В зависимости от возраста родители могут использовать специальные тесты, которые помогут определить наличие у ребенка этой патологии.

Тестами для определения аутизма, являются:

  • M-CHAT тест для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев;
  • рейтинговая шкала аутизма CARS для детей от 2 до 4 лет;
  • тест ASSQ для детей от 6 до 16 лет.

Результаты любого из приведенных тестов не являются основанием для вынесения окончательного диагноза, но представляют собой действенный повод обратиться к специалистам.

Расшифровка результатов M-CHAT
Для прохождения этого теста, родителям предлагается ответить на 23 вопроса. Ответы, полученные на базе наблюдений за ребенком, следует сравнить с вариантами, которые свидетельствуют в пользу аутизма. При выявлении трех соответствий необходимо показать малыша врачу. Особое внимание следует уделить критическим пунктам. В случае, если поведение ребенка отвечает двум из них, требуется консультация специалиста по данному заболеванию.

Интерпретация шкалы аутизма CARS
Шкала аутизма CARS представляет собой объемное исследование, которое состоит из 15 разделов, затрагивающих все области жизни и развития ребенка. Каждый пункт предполагает 4 ответа с соответствующими баллами. В случае, если родители не могут с твердой уверенностью выбрать предлагаемые варианты, они могут остановиться на промежуточном значении. Для полноты картины необходимы наблюдения, предоставленные теми людьми, которые окружают ребенка вне дома (воспитатели, педагоги, соседи). Просуммировав баллы по каждому пункту следует сравнить общую сумму с данными, которые приводятся в тесте.

Правилами определения итогового результата диагностики по шкале CARS являются:

  • если общая сумма варьирует в диапазоне от 15 до 30 баллов – аутизмом ребенок не страдает;
  • количество баллов колеблется от 30 до 36 – присутствует вероятность того, что ребенок болен (аутизм легкой или средней степени);
  • значение баллов превышает 36 – велик риск того, что у ребенка тяжелый аутизм.

Результаты тестирования при помощи ASSQ
Скрининговый тест ASSQ состоит из 27 вопросов, на каждый из которых предлагается 3 типа ответа («нет», «иногда», «да») с соответствующим присуждением по 0, 1 и 2 баллов. В случае, если результаты тестирования не превышают значения 19 – поводов для беспокойства нет. При сумме от 19 до 22 родителям следует обратиться к врачу, так как присутствует средняя вероятность заболевания. Когда итог исследования превышает отметку 22 балла, риск заболевания считается высоким.

Профессиональная помощь врача заключается не только в медикаментозной коррекции поведенческих расстройств. В первую очередь, это специальные обучающие программы для детей-аутистов. Самыми популярными программами в мире являются программа ABA и Floor Time (игровое время). ABA включает множество других программ, которые направлены на поэтапное осваивание мира. Считается, что результаты обучения дают о себе знать, если время обучения составляют не менее 40 часов в неделю. Вторая программа использует интересы ребенка для установления с ним контакта. При этом учитываются даже «патологические» увлечения, например, пересыпания песка или мозаики. Преимуществом этой программы является то, что ею может овладеть любой родитель.

Лечение аутизма также сводится к посещениям логопеда, дефектолога и психолога. Поведенческие расстройства, стереотипии, страхи корректируются психиатром и психотерапевтом. В целом лечение аутизма является многогранным и направляется на те области развития, которые страдают. Чем раньше было предпринято обращение к врачу, тем эффективнее будет лечение. Считается, что наиболее эффективно предпринять лечение до 3 лет.

Сайт разработан веб-студией MARK