Руководство по взаимодействию родителей ребенка с СДВГ и школы

Рекомендации по развитию организационных навыков у детей с СДВГ
26.08.2017
Быстро наступающее утомление как фактор трудностей обучения чтению и письму
26.08.2017

Вступление
Период между поступлением в школу и началом взросления – это время учебы и приобретения основных навыков, требуемых обществом. В этот период дети приобретают обширные базовые знания. Более того, они учатся радоваться результатам своего труда и успехам и стремятся все сделать хорошо и правильно (амбиции и мотивации).
Это период подготовки к жизни путем формального образования, принятого во всем западном мире. Ребенок должен стараться, чтобы добиться успехов. Теперь уже не все, сделанное его руками, вызывает такой восторг, как раньше. Ему необходимо приложить усилия, чтобы правильно выполнить поставленную перед ним задачу в соответствии с более строгими критериями успеха.

В жизнь ребенка входит образ учителя, отличный по своей сути от родителей. Он меньше защищает и больше требует.
Свободная игра предыдущего, садиковского, периода теперь более упорядочена и подчиняется правилам и законам. Ребенок должен научиться уважать правила и следовать им, принимать идеи взаимодействия и честной игры. Он должен также научиться справляться с негативными чувствами, вызванными проигрышем. Через коллективные занятия и игры ребенок учится заранее предвидеть поведение и чувства другого.

На этом этапе самоопределение формируется вокруг убеждения: «Я – это то, что я выучу или то, что смогу выучить и выполнить». Формируются чувства ответственности, долга и стремление к успеху.
Школа – это один из самых трудных этапов для ребенка с СДВГ или трудностями обучения, поскольку его основные задачи (приобретение учебных и социальных навыков путем взаимодействия и усвоения общественных правил) глубоко затрагивают проблемы ребенка, нарушают и угрожают разрушить его шансы на успех в выполнении этих задач.
Нередко таким детям трудно выстраивать общественные отношения из-за характерной для них импульсивности и проблем в социальном понимании. Они не умеют откладывать на потом удовлетворение своих потребностей, ведут себя суматошно и несдержанно.
Им трудно подчиняться требованию признавать внешние правила и законы и действовать в соответствии с ними. Попытки воспитать у них адаптированное поведение вызывают проблемы из-за пониженной чувствительности к поощрениям или наказаниям, которые не являются немедленными или конкретными.
Их школьная деятельность очень страдает из-за серьезных проблем в организации и приобретении учебных навыков, а также из-за неустойчивого стимула к учебе.
Поскольку некоторые из них обладают очень хорошими умственными способностями, сочетание этих элементов часто приводит к неверному пониманию их поведения со стороны учителей. Многие учителя объясняют их проблемы отсутствием желания: «Ты все можешь, просто не хочешь!» – то есть интерпретируют поведение как сознательное серьезное решение-отказ от сотрудничества. Если ребенку не удается добиться успехов и признания со стороны окружающих, или он вызывает осуждение и разочарование, у него могут опуститься руки, сформироваться чувство отчаяния и самооценка неудачника.

Эти дети могут не научиться уважать себя за хорошую учебу и правильное выполнение работы. Напротив, они могут испытывать несоответствие и комплекс неполноценности и убедить себя, что никогда не достигнут значительных успехов. Без помощи и поддержки, ощущения успеха и гордости деятельность как бы парализуется или застывает, появляется ощущение бесполезности, что может повлиять самым отрицательным образом на формирование личности на следующем этапе. Поэтому важно выявить и поддержать сильные стороны и всегда давать шанс на успех.
В воспитательном учреждении вокруг ребенка с трудностями адаптации в области контроля поведения и эмоций обычно возникает замкнутый круг негативных взаимоотношений. Появляется раздражение и агрессивное отношение со стороны детей и учителей, или же, напротив, ощущение бессилия и отвержение.

Как это ни парадоксально, подобная реакция окружающих подтверждает и укрепляет ошибочные взгляды, которые формируются у ребенка, усиливает негативные элементы его личности и поведения и может даже закрепить их навечно, так что он вырастет человеком, не доверяющим другим. Более того, у него могут сформироваться антисоциальные позиции и он будет жить с ощущением неудовлетворенности самим собой.

Несмотря на кажущееся иногда высокомерие, упрямство и силу, у детей с СДВГ, которые не получают никакого лечения и помощи, развивается низкая самооценка. Это влечет за собой высокую чувствительность к тому, как относятся к ним другие, и неспособность правильно воспринимать критику.

Зачастую они компенсируют себя путем захвата общественной позиции через силу и власть, негативным лидерством и неподчинением авторитетам в присутствии «публики». Желание отличиться и ощутить себя сильными и смелыми или же постоянная раздраженность и жажда мести могут привести к обострению их поведенческих проблем.

Присущая им склонность присоединяться к негативным группам, возможно, больше всего отражает их потребность в причастности и дружбе без условий и без критики, а также их недоверие и подозрительность по отношению к «нормальному обществу» и чувство, что они не могут положиться на себя как те, кто является частью этого общества.

И хотя воспитатели честно пытаются бороться с проблемами, возникающими вокруг таких детей, они нередко ощущают бессилие и потерю контроля и даже сдаются.

Детям нужно уметь себя контролировать, чтобы справиться со столь сложной системой требований. От ученика требуется умение эффективно организовывать свое время. Он должен ежедневно собирать портфель и на каждом уроке выкладывать необходимые принадлежности. Он должен помнить передавать сообщения, записывать домашние задания, вести календарь контрольных работ и экзаменов, быть наготове к изменениям в этом календаре и т.д. От него требуется знать, как вести себя в пространстве (в пространстве его места за партой, с его учебными принадлежностями и принадлежностями других), как вести тетради по ивриту (справа налево), математике и иностранному языку, что сохранить в папке, что наклеить в тетрадь и т.д. Он должен ориентироваться на местности: в каких кабинетах проходят уроки по разным предметам (компьютеры, физкультура, точные науки), что и куда с собой взять. Ученик должен быть готов к изменениям в привычном распорядке дня, который ему и так сложно усвоить.

Ученик должен приспособиться к правилам, относящимся к часам работы и отдыха. От него требуется быть частью группы с самыми разными потребностями, когда есть всего лишь один учитель. Он должен слушать и участвовать в уроке в соответствии с правилами и смириться с тем, что не все и всегда справедливо. От него требуется усвоение общественных законов, которые включают взаимодействие, взаимопонимание, самоконтроль, сдержанность, очередность, чистую речь и принятие разных авторитетов. В сфере учебы он должен овладевать новыми навыками: усвоить и запомнить новую информацию, изложить свои знания в письменном или устном виде, выполнить задания, домашние уроки, самостоятельные и контрольные работы и сдать экзамены.
У ребенка с СДВГ или трудностями обучения существуют проблемы почти во всех этих областях. Его проблемы ставят под угрозу его шансы быть хорошим успевающим учеником. Наш ребенок ежедневно на несколько часов ходит туда, где он сталкивается с проблемами и трудностями, которые укрепляют его сомнения и неверие в собственные силы. Большинство таких детей не могут самостоятельно справиться со школьными требованиями и нуждаются в посредничестве и поддержке.

Роль родителей
Родителям принадлежит главная роль в уменьшении риска и увеличении шансов ребенка на самореализацию и нормальное духовное развитие, несмотря на проблемы самоконтроля.
Основная задача родителей детей с СДВГ или трудностями обучения – быть полномочными представителями своих детей в их отношениях с внешним миром вообще и со школой в частности, содействуя укреплению сотрудничества с педагогическим коллективом.
Роль «родителя-защитника» требует от родителей умений и знаний, которые они могли бы передавать учителям, а также создания базы и условий для успешного сотрудничества.
Цель этой статьи – представить принципы работы и поддержки в школе ребенка с СДВГ или трудностями обучения, указать направление, дать дорожную карту с компасом, которые помогут родителям в существующих условиях действовать в интересах ребенка. С точки зрения ребенка, правильно установленные взаимоотношения со школой создают условия для его оптимальной учебной и общественной деятельности, помогая сохранить его самооценку и мотивацию.
Пословица [в почти дословном переводе с иврита – прим. СДВГ мамы] «Если я не помогу себе сам, то кто мне поможет, и если не сейчас, то когда?» довольно точно определяет место родителей и время оказания помощи ребенку. Хотим мы того или нет, но чаще всего именно родители «вращают колеса» этой помощи. Естественно предположить, что большинство родителей желают всей душой помочь своему ребенку преуспеть, быть в мире с самим собой и быть принятым в кругу его друзей. Любой ребенок хочет этого. Нарушения в процессе развития ослабляют веру ребенка в свои силы Постарайтесь достичь как можно большего, сотрудничая с коллективом школы. А то, чего добиться невозможно, восполняйте своими силами.
Что касается времени, я считаю, что нельзя тратить драгоценное время. Важно как можно раньше удовлетворить потребности ребенка и создать необходимые ему условия.

Первый шаг: «Перевернем телескоп» – родительская позиция по отношению к ребенку и его проблемам.
Принятие позиции целостности по отношению к ребенку помогает нам не потерять верное направление и не оценивать его только по его школьным успехам. Школьный период жизни ребенка ставит перед ним требования, которые выделяют его проблемы, и скрывает или подавляет другие его качества и достоинства. Необходимо вернуть эти качества обратно на их законное место.
Взгляд с позиции целостности позволяет нам познать ребенка и попытаться узнать, кто он в широком смысле слова. Родители и специалисты, работающие с ребенком, должны стремиться найти ответы на следующие вопросы:

  1. Что важно для ребенка, что имеет для него большое значение?
  2. Что радует и волнует его?
  3. Что доставляет ему удовольствие?
  4. В чем, по его мнению, он лучше всех?
  5. Что он чувствует по отношению к самому себе? Как брат? Как внук? Как друг?
  6. В чем у него меньше уверенности в себе?
  7. Что он чувствует во время семейных мероприятий, прогулок и поездок, в кругу детей после обеда?
  8. Что он чувствует в школе и что думает о себе как об ученике?
  9. Что ему мешает?

Ответы должны постоянно корректироваться во времени, поскольку они являются динамичными и меняются в соответствии с накопленным опытом ребенка.

Важность внутренних позиций родителей:
Позиция отражает теорию или точку зрения, которой придерживается человек в определенном вопросе. Важно, чтобы каждый из родителей определил свою эмоциональную позицию по отношению к своему ребенку вообще и к его проблемам в частности. Важно также осознавать не только минусы ребенка, но и его плюсы.
Нередко встречается следующая позиция: «У моего ребенка есть некая необратимая проблема, которая оказывает огромное влияние на его жизнедеятельность». Подобная негативная обобщающая позиция вызывает отчаяние, раздражительность, безысходность, сильное беспокойство и страх. В голове царят следующие мысли: «Что с ним будет? Что из него выйдет? Сколько времени это еще продлится? У его учительницы нет больше сил… Она вообще не понимает его…» Любой звонок из школы вызывает беспокойство. Мама говорит папе: «На сей раз ты ответь». А папа отвечает: «Нет, ты: у тебя лучше получается».

Целостный подход позволяет сформировать позитивную, многообразную и гибкую позицию по отношению к ребенку, к его способностям и проблемам.
Преобразование основной проблемы в косвенную предоставляет возможность продвинуться вперед и улучшить положение. Цель – превратить невыносимую и неразрешимую проблему в проблему терпимую и решаемую.

Пример такой позиции:
«Мой ребенок обладает очень хорошими способностями. Он чувствителен к любому изменению в его окружении, подвижен и дерзок. Из-за избытка энергии ему трудно долго высидеть на фронтальных уроках в классе или приготовить домашнее задание, но зато он умеет замечательно организовать вечеринку или поездку с друзьями. Он любит азарт и ищет для себя возбуждающие занятия. Да, иногда ему сложно сдержаться, и тогда он попадает в конфликтные ситуации».

Помните: вы представляете интересы своего ребенка, поэтому ваша позиция имеет огромное значение и влияние на ребенка, семью и учителей.

Позиция ребенка:
Важно также выяснить позицию ребенка по отношению к себе и к своим проблемам. Определяет ли он свои проблемы следующим образом: «Я неудачник. У меня никогда ничего не получается. Меня никто не любит. Никто не хочет дружить со мной. Я никогда ничего не добьюсь в жизни. Я тупица. Я в отчаянии…»? Если дело обстоит именно так, важно воспользоваться помощью специалиста (например, психолога), чтобы изменить то описание, которое ребенок дает самому себе. Объяснить ребенку его проблемы и расставить их по нужным местам.

Самопроверка:
Проверьте пропорции ваших взаимоотношений с ребенком: какая их часть связана с дисциплиной, указаниями, критикой и т.п. и какая затрагивает сферу его интересов и сильных сторон. Спросите себя, за что вы гордитесь им (вне связи со школой). Если вам нечего ответить на последний вопрос, не-мед-лен-но займитесь поисками ответа.
В заключение: позиция должна быть целостной и включать в себя эмоции, положительные качества и проблемы.

История Роя – описание случая
Вот история Роя (имя вымышленное), ученика пятого класса.
Начну с частичного отчета, который я получила от его школьных учителей.

Отчет школы:
Рой опаздывает на уроки. Иногда приносит все необходимые принадлежности, но не вынимает их из портфеля самостоятельно. В большинстве случаев не готовит домашние задания, в его тетрадях беспорядок. Рой не выполняет классные задания и не принимает активного участия в обсуждениях.
Рой часто выходит из класса во время уроков (4-5 раз), зачастую без разрешения учителя. На уроках пытается рассмешить друзей: корчит гримасы, издает звуки. Дети жалуются, что они не хотят сидеть рядом с ним и работать с ним в одной группе. Рой не проявляет личной ответственности в выполнении домашних заданий. Он вообще не выполняет их без вмешательства мамы или частного учителя. На переменах играет с частью одноклассников. Рой часто ссорится с детьми, что нередко заканчивается физическим насилием. Рой жалуется, что дети издеваются над ним. В большинстве случаев он не плачет.

Отчет психолога:
Рой обладает нормальными умственными способностями. Его вербальное абстрактное мышление находится выше уровня его ровесников. У Роя есть трудности обучения в чтении и письме. Кроме этого, он страдает дефицитом внимания комбинированного типа (СДВГ).

Информация, полученная в процессе беседы с Роем:
В короткой беседе с Роем я выяснила, что он отстает в учебе и не понимает, о чем говорят на большинстве уроков. На сегодняшний день он не способен выполнить большую часть учебных заданий без учета его трудностей и создания соответствующих условий, если не принимать во внимание уже имеющееся отставание. Он чувствует, что его общественное положение очень низкое, дети смеются и издеваются над ним, и он отстаивает свою честь.
Когда я спросила Роя, что он делает лучше всего, он ответил: «Ничего». Я объяснила ему, что имею в виду не только учебу. Тогда он рассказал, что он был отличным игроком в школьной футбольной команде, пока в этом году не пришли новые дети, способнее его. И теперь он уже не такой хороший игрок. То есть это было его единственное удачное место, которое у него отобрали.
Когда я спросила его, что он больше всего любит делать, он ответил: «Бывать на папином тракторе и с папиными работниками». Папа Роя – фермер, и, видимо, там он чувствует себя по-свойски, его принимают таким, какой он есть, и у него все получается.
Мне стало очень грустно после беседы с Роем и прочтения школьных отчетов. Было ясно, что во всех центральных сферах своей жизни он ощущает себя законченным неудачником: учеба, общество, спорт, к этому добавим недовольство школы и домашние разочарования… Ужасно, как можно жить так дальше, чтобы не впасть в глубокое уныние?!
В чтении отчета учителей между строк ясно было видно, что Рой пытается обратить на себя внимание детей, быть «своим», но, по его мнению, у него нет ни единого шанса.
Результаты эмоционального обследования Роя не удивляют. Он совершенно не верит в собственную способность справиться и преуспеть в учебе, и это приводит его в глубокое отчаяние. Рой открыто выражает свою низкую самооценку: «Я никогда не смогу добиться успехов в учебе», «Я глупый, дети в классе смеются и издеваются надо мной», — сказал он.
Вообще у Роя негативное самовосприятие, и его главный критик – он сам. Он в таком отчаянии, что ему остается только скрывать от других свои проблемы и слабости и попытаться найти свое место в обществе через балагурство, задирство и крикливость. Сегодня, когда он сталкивается с проблемой или испытывает бессилие, он старается отреагировать с показным безразличием или агрессивностью. Что он может сказать: мне трудно? Я несчастный? Неудачник? Вы правы, что смеетесь надо мной или сердитесь на меня???
К счастью, у Роя еще сохранился стимул к успеху. Он готов приложить огромные усилия, но только при условии, что получит соответствущую поддержку. Он очень радуется похвале и своим успехам.

Чего недоставало позиции учителей, которая вырисовалась в их отчете:
Они объективно описали проблемы Роя, это факт. Однако явно чувствовалось, что в отношении к нему очень не хватало сочувствия и понимания того, что с ним происходит. Нет ничего плохого в сухом отчете, однако ни один учитель словом не обмолвился о том, что чувствует Рой… Этого очень не хватало в отчетах и в моей беседе с педагогическим коллективом школы. И поэтому с моей точки зрения самым первым и важным шагом было начать лечение Роя с рассказа его истории учителям и родителям. И рассказать ее так, чтобы в следующий раз, когда они встретятся с Рои, они смогли бы хоть немного понять, что чувствует этот ребенок.

Целостная позиция и сочувственное повествование:
Очень важно построить положительное и сочувственное описание ребенка. Надо исходить из того, что будь мы на его месте, мы бы тоже могли оказаться в подобной ситуацией и столкнуться с подобными проблемами. Рассказ должен пробудить у тех, кто контактирует с ребенком, положительные чувства и мотивацию.
Описание должно включать в себя чувства и позицию ребенка по отношению к самому себе и к своим проблемам, его ощущения по отношению к школе, учебе и друзьям, его способности и проблемы, его нынешнюю эмоциональную позицию и ее влияние на мотивацию.

Цель вышесказанного – «отрекламировать» внутренний мир ребенка в волнующей позитивной форме, которая мобилизует все стороны, в том числе самого ребенка. Это первый и наиболее важный этап в мобилизации общих оптимистически настроенных сил для оказания правильной помощи и лечения ребенка.

Второй шаг – выбор специалиста – «ответственного капитана»
Выбор подходящего специалиста – это нередко долгий и нелегкий процесс. Родителям зачастую недостает критериев, чтобы решить, соответствует ли квалификация специалиста потребностям ребенка. Рекомендуется приложить усилия к выбору специалиста, который возьмет на себя ответственность за лечение ребенка, будет профессиональным авторитетом и партнером родителей в их взаимоотношениях со школой и другими жизненными сферами. Ниже приведены некоторые критерии, которые облегчат выбор специалиста.

Специалист (обычно – психолог) должен отвечать следующим критериям:

  • Иметь специальное образование и знания во всем, что касается возрастных проблем, соответствующих возрасту ребенка, и разбираться конкретно в его проблемах. (Например, профессиональная подготовка и знания в области СДВГ).
  • Он должен быть готов к постоянному контакту с другими работающими с ребенком медиками и педагогами, такими как: невропатолог, учитель корректирующего обучения, трудотерапевт и т.п.
  • Он должен обладать опытом работы и сопровождения продолжительного лечения, включающего школу.
  • Это может быть школьный психолог, если он отвечает этим критериям и вы ему доверяете. Если же нет, надо искать такого специалиста в больничной кассе или частным образом.
  • Его основная роль – построить и контролировать всеобщую систему лечения и помощи ребенку. Он должен помогать находить выход из тупиковых ситуаций, сохранять оптимизм, трезвый и целостный взгляд на вещи.

Взять управлению и инициативу в свои руки:
Информирование школы – когда и по чьей инициативе?
Маяк: Если у ребенка небольшие проблемы и они почти незаметны в школе, можно дожидаться обращения из школы, между тем осторожно интересуясь и следя за происходящим.
Подготовка к буре в океане: Если у ребенка более серьезные проблемы, не следует ожидать чуда даже от его перевода в другую школу или класс и не позволять педагогическому коллективу действовать методом проб и ошибок. Это может дорого обойтись ребенку и подорвать доверительные отношения между школой и родителями.

Третий шаг: создание контакта со школьным коллективом – первая встреча в школе:
Важно, чтобы до первой встречи со школьным коллективом проблемы ребенка были определены и диагностированы, с целью создать соответствие между потребностями ребенка и необходимой ему помощью.
Перед большой встречей желательно встретиться наедине с классным руководителем, чтобы заложить фундамент сотрудничества.
Из-за трудностей и отчаяния, которое охватывает иногда обе стороны в их отношениях с ребенком, встречи между школой и родителями могут проходить в атмосфере раздражения, опасений, обид и взаимных обвинений. Учитель может выглядеть нетерпеливым, раздраженным, отчаянным, бессильным, равнодушным, придирчивым или учтивым и сухим – все это обычно результат тех сложных обстоятельств, в которых он оказывается при работе с вашим ребенком. Возможно, ребенок подрывает его авторитет перед всем классом, или же учитель не получает никакой помощи и поддержки с самого начала, или опасается критики или обвинений в свой адрес со стороны родителей.

Создание базы для сотрудничества:
Раздражение и разочарование со стороны родителей по отношению к школе – довольно распространенное явление. Взаимные претензии и раздражение, хоть и отлично помогают «выпустить пар», но никак не способствуют продвижению дел. Ребенок часто платит высокую цену за натянутые отношение между родителями и школой. Я придаю огромное значение дипломатической позиции родителей. Родители должны спланировать свои действия таким образом, чтобы во главе списка приоритетов стояли интересы ребенка. Иногда требуется сдержанность, иногда – умышленное создание критической ситуации. В любом случае каждый шаг необходимо предварительно обдумать. Перед вами несколько советов, как лучше провести встречу родителей со школьным коллективом:

  1. Использовать эмоциональную речь, например: «Я обеспокоен, в отчаянии…», «Я чувствую, что моему ребенку трудно, что он грустный, одинокий…», «Вы являетесь авторитетом для нашего сына…», «Ваши слова очень влияют на него…», «Мы нуждаемся в Вашей помощи».
  2. Важно рассказать учителю, что вы уже сделали до встречи с ним, чтобы передать ему ваше серьезное и озабоченное отношение и снять с него опасения, что вся ответственность ложится на его плечи. Напротив, это выразит ваше желание сотрудничать.
  3. Когда учитель рассказывает о проблемах, важно тут же предложить ему возможные варианты их решений, спросить его совета или же узнать, не хочет ли он, чтобы вы вместе подумали, что делать. Можно также спросить его, не хочет ли он, чтобы вы поделились с ним своими ощущениями о том, что происходит с ребенком.
  4. Такое предложение, как «Я знаю, что иногда с моим ребенком бывает трудно», может открыть путь к сотрудничеству. Большую роль играет интуиция.

Четвертый шаг: первая встреча с большим числом участников:
Это самая важная встреча в начале учебного года. Такую встречу следует проводить в начале каждого года и в особенности во время смены класса или школы. Главная цель такой встречи – знакомство и создание коалиции между родителями и педколлективом.

Желательно, чтобы во встрече приняли участие: директор школы, школьный консультант, школьный психолог, классный руководитель, родители и специалист, которого вы выбрали для руководства лечением ребенка.
Ребенок должен принять участие в конце встречи. Перед входом ребенка желательно сократить число участников. Большое количество присутствующих может напугать его. Это первая обстоятельная встреча, которая должна определить направления работы с ребенком на ближайший год.

С чем прийти на встречу:
К встрече надо подготовиться. Подготовка включает в себя четкое определение цели и диагностическую информацию (краткое и исчерпывающее описание способностей ребенка и его проблем, а также его эмоционального состояния). Информация и рекомендации должны быть детально изложены в письменном виде на понятном языке – не более двух печатных страниц.
Эта информация служит своего рода черновиком, поскольку необходимо решить вместе со школьным коллективом, насколько реально осуществимы данные рекомендации.
Рекомендуется приготовить несколько копий письменных материалов и раздать их присутствующим на встрече. Желательно также подготовить листки с краткими общими сведениями о проблеме ребенка.
После встречи следует передать в школу отпечатанное заключение и рекомендации, включая разделение ответственности и временной график. Копии надо дать классному руководителю, школьному консультанту и директору.

Процесс встречи:
Встреча обычно длится около часа и начинается с описания классным руководителем ребенка, его деятельности и проблем. (Рекомендуется попросить классного руководителя заранее подготовить в письменном виде краткое изложение его выступления). Специалист или родители опишут ребенка с позиции целостности и сочувствия. Их рассказ должен логично и по-человечески понятно представить ребенка педколлективу. Важно также не забыть выслушать педагогов и положительно отнестись к их мнению. Надо ясно и понятно описать те особые условия, которые необходимы ребенку в учебе и общей деятельности, в соответствии с его проблемами и особыми потребностями.

Определение конкретной цели работы:
Во избежание переизбытка проблем и трудностей важно выработать практический и выполнимый подход. Для этого после описания проблем ребенка следует определить конкретную четкую и поддающуюся измерению цель работы, в пределах способностей ребенка. Таким образом, можно наблюдать продвижение в процессе лечения, улучшение и как результат — есть верное распределение сил по степени важности. Следует установить период времени на выполнение цели и ожидание улучшения (две недели, два месяца, семестр).

Примеры целей:

  • Улучшение организации учебного материала – принадлежности, выполнение заданий…
  • Снижение агрессивности на переменах…
  • Увеличение времени самостоятельной работы в классе – выполнение минимум одного задания на каждом уроке.
  • Увеличение периода времени, когда ребенок остается в классе.

Цели меняются, но позиция установления целей и работы по их выполнению позволяет перейти из состояния беспомощности и безысходности к четко поставленной и решаемой цели.

Рекомендуется приложить усилия к тому, чтобы найти в школе человека, который будет сопровождать и контролировать процесс. Этот человек должен также держать в курсе учителей-предметников, обучающих ребенка, которые не участвовали во встрече. Обычно это делает школьный консультант. Надо постараться построить доверительные отношения с этим человеком, который будет служить советчиком для ребенка и родителей в школе.

Поддерживайте постоянный контакт:

  • Определите время и способы поддержания постоянной связи между учителем и родителями. Например, беседа по телефону раз в неделю, дневник взаимосвязи… Постоянный контакт чрезвычайно важен!
  • Договоритесь о встрече одного из родителей с классным руководителем и школьным консультантом через 6 недель после первой встречи. Вторая встреча проводится для того, чтобы проверить выполнение поставленной цели, насколько эффективны выбранные методы, как справляется с отведенной ему ролью школьный работник, который должен контролировать и координировать всю информацию и помощь ребенку. Проверьте также, с какими трудностями сталкивается школа и какие изменения необходимы.

Очень важно передать школе протокол-заключение встречи, включая разделение ответственности – кто и что должен делать, поставленную цель, выбранные для ее выполнения методы (например: для укрепления статуса ребенка – дать ребенку интересную должность, чаще поощрять, составить программу коррекции поведения и предоставлять больше шансов на успех в преодолении поведенческих проблем).

Пятый шаг: вышел ли корабль из гавани?
Вторая встреча через 6 недель:
В конце первой встречи назначьте дату второй встречи. Эта встреча очень важна для формирования последовательности и обязательств участников в выполнении поставленных на первой встрече задач. На этой встрече проводится проверка, что выполнено, что нет и почему, и принимается решение о требуемых изменениях и исправлениях. Следует проверить, есть ли необходимость в изменении цели: что сработало, что нет и почему, надо ли изменить цель или «опустить планку», или выбрать другую цель. Иногда необходима дополнительная встреча. Время этой встречи зависит от состояния ребенка и его проблем. Обычно подходящее время — через три месяца, в течение которых необходимо поддерживать постоянную телефонную связь.

Правила вмешательства в кризис или ухудшение положения:
На протяжении года в деятельности и поведении ребенка возможны кризисы и ухудшения. В таком случае необходима срочная встреча, чтобы обсудить ситуацию. Следует выполнить «перезапуск» – вернуться в исходное положение и начать с начала. На встрече между родителями, классным руководителем и ребенком надо совместно обсудить, как продвигаются его дела, каковы причины ухудшения, обновить тактику и стратегию. В период кризиса следует поддерживать более тесный контакт со школой.

Шестой шаг – третья встреча
В середине года проведите встречу, на которой оцените программу помощи ребенку и действия сторон. Установите новые цели на более высоком уровне, обсудите дальнейшие изменения.

Седьмой шаг – встреча в конце года – подведение итогов и благодарности
Встреча в конце года предназначена для подведения итогов, извлечения выводов и составления планов на следующий учебный год. В ней участвуют все те, кто присутствовал на встрече в начале года. На этой встрече каждый участник представит свои заключения насчет продвижения ребенка и дополнительные актуальные сведения. Следует описать весь процесс: исходную точку, продвижение, кризисные ситуации, изменения и ситуацию в конце года.
Необходимо составить план работы на следующий учебный год, определить новые потребности ребенка, установить цель и пути ее выполнения. Итоги этой встречи также должны быть запротоколированы и переданы участникам. Рекомендуется также добавить благодарственные письма.

В заключение:
Упорядоченное планирование позволяет соблюсти пропорции. Важно достичь определенного контроля над проблемой, чтобы трудности не одолели нас.
Не забудьте, что в центре находится ребенок. Необходимо придерживаться веры и, главное, позиции, что ребенок не менее хороший, даже если он не преуспевает в школе.
Важно не дать оценкам, отчетам и педсоветам, измеряющим ребенка, установить, кто он на самом деле. Планирование позволяет также сформировать реальные ожидания, осуществлять взаимный контроль и избегать накопления раздражительности и разочарования.

Принципы:

  1. «Если я не позабочусь о себе, то кто позаботится обо мне? И если не сейчас, то когда?» Хотим мы того или нет, но именно родители являются той заинтересованной силой, которая движет процессом помощи ребенку.
  2. Приложить усилия и найти специалиста, который будет контролировать лечение ребенка и с которым существуют доверительные отношения.
  3. Выбрать одну или две цели, которые необходимо выполнить в заранее определенный период времени.
  4. Найти партнера в школе.
  5. Создать атмосферу сотрудничества со школой вместо раздражения, обвинений и борьбы.
  6. Домашние задания до 4 класса должны быть рассчитаны на максимум полчаса в день (иногда – с перерывом), после 4 класса – не более часа в день.
  7. Всегда отдавать предпочтение хорошим отношениям с ребенком и его поддержке вне зависимости от его школьных успехов.
  8. Желательно найти студента или другое частное лицо, которое помогало бы ребенку в учебе дома. В большинстве случаев родители не справляются с этой задачей постоянно, и это вносит лишь напряжение и разногласия.
  9. Важно избежать перегрузки в сопутствующем лечении/терапии. Предложение «атаковать проблему со всех сторон» в конце концов превращается в «атаковать ребенка со всех сторон».

 

Сайт разработан веб-студией MARK