Развитие хороших организационных навыков — ключ к успеху в школе и жизни. Несмотря на то, что некоторые люди по своей природе более организованы, чем другие, можно помочь ребенку стать более организованным. Совместная Кампания «Трудности обучения» ( CCLD — Coordinated Campaign for Learning Disabilities) составила список методов, с помощью которых родители могут развивать у ребенка организационные навыки.
1) Используйте контрольные списки
Выработайте у ребенка привычку использовать список «Что сделать». Контрольные списки пригодятся при выполнении домашних заданий, работ по дому и при сборе вещей на завтра. Рекомендуется, чтобы у детей был маленький блокнот или тетрадь для записи домашних заданий. Зачеркивание выполненных пунктов списка поможет детям ощутить завершение задания.
2) Организуйте выполнение домашних заданий
Перед началом работы над домашними заданиями пусть ребенок пронумерует задания в том порядке, в котором они должны быть сделаны. Дети должны начать с не слишком длинного или трудного задания, но оставлять самое сложное напоследок тоже нельзя.
3) Определите место для занятий
Дети должны ежедневно учиться на одном и том же месте, чтобы все необходимые принадлежности и материалы были у них под рукой. Спальня для этого не годится. Место должно быть спокойным, с наименьшим количеством отвлекающих факторов. Маленькие дети могут захотеть заниматься рядом с родителями. Это хорошо: тогда у родителей будет возможность контролировать процесс работы и поощрять хорошие учебные привычки.
4) Определите время для занятий
Дети должны знать, что каждый день определенное время должно уделяться учебе и выполнению домашних заданий. Большинство детей предпочитает делать уроки сразу после школы, чтобы побыстрее с ними разделаться, но это не лучший вариант. Родители должны принять решение вместе с ребенком. И даже если у вашего ребенка нет домашних заданий, это время надо использовать для того, чтобы просмотреть классные уроки, почитать в свое удовольствие или поработать над проектом, который скоро сдавать.
5) Содержите тетради в порядке
Помогите вашему ребенку держать все записи в папке или тетради. Цель тетради — помочь запомнить, что изучали в классе каждый день, а позднее -организовать материал при подготовке к экзаменам и контрольным работам. Для разделения классных записей используйте разграничители или цветные записные книжки. Наличие отдельных частей «Что сделать» и «Сделано» помогает организовать списки заданий и напоминания, а также обеспечить главное место для хранения выполненных заданий.
6) Проводите еженедельную уборку
Детей надо поощрять раз в неделю разбирать портфель и тетради. Старые бумаги надо собрать и сохранить в отдельной папке.
7) Создайте домашний список
Постарайтесь установить и придерживаться одного и того же времени для еды и для сна. Это поможет вашему ребенку соблюдать домашний режим дня. Дети, которые ложатся спать в установленное время, идут в школу хорошо отдохнувшими. Постарайтесь определить и ограничить время для компьютерных игр и просмотра телевизора в течение дня.
8) Ведите контрольный календарь
Повесьте на стену большой календарь для домашнего хозяйства, в который вы будете вносить обязанности членов семьи, расписание внеклассных занятий, отмечать свободные от школы дни и основные домашние и школьные события. Отметьте даты экзаменов или сроки сдачи проектов. Это поможет членам семьи контролировать действия друг друга и избегать конфликтов.
9) Подготовьтесь заранее к следующему дню
Прежде, чем ваш ребенок ложится спать, он должен собрать портфель. Одежда должна быть поглажена и приготовлена — с ботинками, носками и другими аксессуарами. Это поможет избежать утреннего беспорядка и позволит вашему ребенку заблаговременно подготовиться к следующему дню.
10) Обеспечьте вашему ребенку необходимую поддержку, пока он учится быть более организованным
Помогите вашему ребенку вырабатывать организационные навыки, копируйте контрольные листы и списки и вешайте их на холодильник. Мягко напоминайте детям о заполнении календарных дат и об организованном хранении бумаг и материалов. И самое главное, подавайте им хороший пример.
Советы родителям
Младшие дети: Когда друзья приходят поиграть
Детям с СДВГ бывает трудно завязать дружбу с другими детьми. Нижеследущие советы могут помочь вам, если вы хотите пригласить к себе домой друга ребенка, чтобы дети поиграли вместе:
Старшие дети: Поддерживайте тесные взаимоотношения с вашим подростком
Если ребенку запрещено выходить из дома
Всем известен широко (возможно, даже слишком широко) применяемый метод запрета ребенку выходить из дома в течение нескольких дней или даже недель. Несмотря на то, что этот метод практически не действует на большинство подростков с СДВГ, многие родители продолжают пользоваться им. Одна из главных проблем состоит в том, что родитель также должен оставаться дома, чтобы контролировать ребенка.
Однако следующие два фактора могут повысить эффективность этого метода:
1) Продолжительность запрета – максимум до конца недели или на неделю;
2) Вместо того, чтобы ребенок без толку «слонялся» по дому, выберите дополнительные домашние работы, которые он должен выполнить. Как только они закончены, можно снять запрет на выход из дома. Разумеется, на протяжении периода «домашнего ареста» ограничения накладываются и на телевизор, телефон и т.д.
Десять основных правил воспитания ребенка с СДВГ
Не ворчите
Не ловите ли вы себя на том, что постоянно раздраженно спрашиваете ребенка: «Ты уже сделал свои уроки?» Смените ворчание на положительное утверждение типа: «Как только ты сделаешь уроки, то сможешь пойти поиграть с друзьями (смотреть твою любимую телепередачу или любой другой стимул)». Чтобы избежать войн, установите порядок, в котором домашние задания выполняются каждый день в одно и то же время.
Учитесь самоуспокоению. Вы не сможете успокоить своего ребенка, если не умеете успокоиться сами.
Будьте организованны. Вы не сможете добиться порядка от ребенка, если вы сами не соблюдаете порядок.
Учитесь управлять раздражением; распознавайте первые признаки раздражения.
Учитесь не кричать, а использовать альтернативные способы.
Учитесь предвидеть время и тему конфликта и планируйте пути его решения.
Когда вы помогаете своему ребенку с домашней работой, вы можете применять метод «размышления вслух», т.е. выражать словами каждый последовательный шаг, необходимый для решения проблемы или выполнения задания. Ребенок не только узнает, что это нормально — разговаривать сам с собой во время работы; он также изучает процесс, задавая вопросы о том, каков должен быть следующий шаг и говоря самому себе: «Дальше я должен сделать …» Такой диалог может помочь ребенку, который склонен торопиться, выполняя уроки. Техника разговора с самим собой особенно полезна в выполнении математических заданий и при письме.
Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания
(Типичные ошибки родителей)
Ошибки, которые родители допускают при воспитании СДВГ-ребенка, можно условно разделить на два типа:
Первые – это так называемые «инструментальные» ошибки (режим дня, обучение приемам деятельности, частные вопросы…). Эти ошибки могут допускать родители, которые в основном не испытывают больших трудностей во взаимоотношениях со своими детьми, но не обладают специальной информацией и недостаточно владеют навыками обращения с ними. Таким родителям очень пригодятся советы о том, как привить навыки самоорганизации, как научить ребенка планированию, как помочь ему делать уроки, как шаг за шагом добиться желаемого… Именно такие конкретные советы часто дают специалисты, и они в большом количестве размещены в том числе и на нашем сайте.
Вторые – это ошибки более глубокие, связанные с родительской позицией по отношению к ребенку; вызванные личностной деформацией родителей. Они самые трудные, поскольку в коррекции нуждаются и сами родители. Пока эти ошибки не будут исправлены, ошибки первого типа тоже нельзя исправить. Даже если родители попытаются применить специальные приемы, то очень скоро обнаружат, что эти приемы либо «не работают» так, как надо, либо родители долго не могут выдержать намеченную стратегию, снова срываясь на крик и раздражаясь, либо сам ребенок отказывается что бы то ни было делать.
Часто запрос родителей звучит примерно так: «как избавиться от такого-то недостатка ребенка». Запрос представляет собой просьбу справиться с конкретной проблемой, но оказывается, что в основном проблема заключается в восприятии ребенка родителями, а оно зависит от их позиции по отношению к ребенку. Невозможно исправить одно частное качество, в перестройке нуждается вся семья: образ жизни, взаимоотношения супругов, отношение к ребенку, взгляды родителей на жизнь… Дети очень точно отражают состояние семейной жизни родителей. Недостаток ребенка является лишь симптомом общего семейного неблагополучия.
Часто для того, чтобы «убитые» взаимоотношения сдвинулись с «мертвой точки», бывает достаточно, чтобы кто-то из родителей взял на себя труд по коррекции собственной позиции. Тогда изменения, которые произойдут в нем и в его отношении к ребенку, волей-неволей дадут толчок новым, позитивным настроениям, и тем самым будут способствовать позитивным изменениям в ребенке.
Сказанное верно по отношению к любому, даже благополучному, ребенку. Но если в семьях, где дети в основном здоровы, с трудностями худо-бедно справляются, а недостатки детей меньше бросаются в глаза, то там, где растут дети с СДВГ, внутрисемейные конфликты обостряются до крайности. В наших семьях проблема взаимоотношений особенно остра, она выявляет наши собственные трудности. СДВГ без преувеличения можно назвать и проявителем личностных проблем родителей, и их катализатором. Поэтому речь пойдет о фундаментальных психологических установках.
Во время беременности мамы имеют в сознании определенный образ будущего ребенка. Они наделяют его желательными качествами, строят планы относительно его будущей жизни, мечтают о больших жизненных успехах еще не родившихся детей. Ребенок с СДВГ, как правило, уже в младенчестве начинает вести себя вразрез с ожиданиями мамы. Он возбудим, беспокоен, плохо спит, часто плачет, плохо привыкает к режиму и доставляет много хлопот измученным родителям. Кроме того, такие дети часто не вписываются в возрастные нормы нервно-психического развития, чем вообще повергают своих родителей в панику. Поэтому нередки случаи, когда наряду с тревогой мама начинает испытывать к малышу скрытую неприязнь, в которой боится признаться даже самой себе. Она обращается с ребенком чуть резче, чем мать его здорового сверстника, чаще выходит из себя, кричит. Уже к году такой ребенок получает опыт материнского неприятия, который не может не сказаться на его психическом состоянии. От того, что все идет «не так», мама начинает чувствовать себя виноватой и еще более неприязненно относиться к малышу, невольно ставшему причиной столь тягостных переживаний. Такое настроение мамы снова не лучшим образом сказывается на ребенке. Образуется замкнутый круг.
Такой круг не обязательно начинает «накручиваться» в младенчестве. Пугающая родителей особенность ребенка может выявиться в любом возрасте, и механизм непринятия запускается…
Психологи все время говорят о принятии. Что это такое? Это признание за ребенком права на индивидуальность и непохожесть ни на кого, в том числе и на родителей; это понимание, что ребенок имеет право быть самим собой, не обязан соответствовать ничьим ожиданиям, выполнять чью-либо задуманную программу… это утверждение неповторимого существования именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.
Принятие – важнейшее условие родительской любви. Когда ребенок принимаем, он ощущает родительскую любовь (в противном случае он в ней сомневается). Она не зависит от времени, проводимого с ребенком; от того, дома он или в саду, материальных условий, формальной заботливости… Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование его психического мира.
Чтобы ребенок чувствовал родительскую любовь, между детьми и родителями должен быть хороший эмоциональный контакт. Это искренняя заинтересованность в делах ребенка, даже самых мелких, пустяковых (с точки зрения родителей), любопытство, стремление понять, какие изменения происходят с ребенком… Такая заинтересованность не имеет отношения к формальной, видимой заботливости. Более того, видимая всем заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, не всегда содействуют достижению этой самой главной воспитательной задачи. Поэтому не так важно, чем именно заниматься с ребенком, но заботиться о поддержании контакта нужно всегда – в любом возрасте, вне зависимости от его индивидуальных особенностей, отношения к нему окружающих, его объективных успехов… Если родители хотят, чтобы ребенок стремился стать лучше, достиг чего-то, первое, о чем они должны заботиться, – сохранение хорошего контакта с ним. Сам по себе контакт не возникает, родители должны строить его.
Что нужно, чтобы построить и сохранить хороший эмоциональный контакт (взаимоотношения) с ребенком? Необходим некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Ребенок должен всегда понимать, что и зачем делает родитель, чем он руководствуется в общении с ним. Ребенок должен быть не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни. Он должен участвовать в ней на правах равного (тогда как обычная позиция родителей – «над» ребенком). Обычная родительская позиция такова: взрослый старше, опытнее, больше знает, обладает силой и независимостью… ребенок глуп, неопытен, беззащитен, зависим… но родители должны думать не об этом. Важно уважение к потенциальным возможностям ребенка, утверждение ценности его сегодняшнего дня… понимание, что детство – полноценный этап жизни, что ребенок – не «недоделанный» взрослый… необходимо признавать его равным себе, но проходящим определенный жизненный этап.
Недостаток принятия проявляется в ошибочных действиях родителей, например, таких:
Ошибки, связанные с непринятием, зависят от того, какое место в структуре личности родителей занимают мотивы воспитания (то есть здесь мы касаемся самых основ личности – ее потребностно-мотивационной структуры).
Вывод: родители должны понять, какой позицией они руководствуются, и иметь мужество признать ее у себя, а потом суметь от нее отказаться. А это уже задача для собственного личностного роста. Если сами родители не справляются с этой задачей, им нужна квалифицированная помощь.
Ими и оказываются симптомы СДВГ. Сам по себе СДВГ не вызывает грубых поведенческих нарушений, они развиваются на основе индивидуальных особенностей нервной системы (плюс свой вклад вносит родительское отношение к ребенку) как вторичные нарушения, то есть вызванные конкретными условиями жизни в обществе. На поверхность выходят: расстройство сна и аппетита; страхи; девиантное, или отклоняющееся от общепринятых норм, поведение; лень; зависимости; агрессивность; грубость; капризы; упрямство; вялость и апатия… Родители пытаются справиться с симптомами: водят по врачам, корректируют, наказывают, заставляют, но результатов почти нет. Ведь устранение симптомов не приводит к избавлению от причины – а причина кроется в отсутствии полноценного контакта и неадекватном понимании воспитательных задач.
Из сказанного легко сделать вывод, что идеального воспитания не бывает – оно зависит от особенностей и черт конкретного ребенка. Однако в «идеальных» семьях выполняются три основных условия: хороший эмоциональный контакт (близкие отношения между детьми и родителями); уверенность ребенка в родительской любви; четкие, определенные правила поведения, выполняемые и родителями, и детьми.
Родительская позиция «идеальных» родителей отличается:
адекватностью (умением понимать индивидуальность ребенка, видеть его сильные и слабые стороны);
гибкостью (умением видеть, куда направляется развитие ребенка, способностью следовать за ним, следить за изменениями, корректировать стиль своего поведения);
прогностичностью (способностью не только видеть, как изменяется ребенок, но и своими действиями создавать основу для дальнейших позитивных изменений – расширять зону ответственности, предоставлять самостоятельность…)
Было бы несправедливо упрекать родителей в нелюбви к своим детям. Но дело в том, что родители любят детей так, «как умеют», а ребенку часто нужна другая любовь, основное свойство которой – дружественный настрой по отношению к ребенку. Главная родительская задача состоит в том, чтобы не подгонять ребенка под свое мировоззрение (которое, в свою очередь, сложилось под влиянием прародительских ошибок и разных жизненных обстоятельств). Приоритетными должны быть особенности ребенка, а не собственные взгляды, требования общества, оценки окружающих, свое представление о должном… это то, от чего родители должны освободиться вообще. Нельзя применять тот тип воспитания, который удобен родителю, – необходимо искать, как лучше ребенку, учиться видеть, что представляет собой душа ребенка сама по себе (ведь СДВГ – тоже данность, нужно научиться жить с ним…).
Когда ребенок совершает попытки попробовать свои силы и найти сферу приложения своих способностей (а это может происходить уже до школы), родители должны принимать деятельное участие в организации его жизни в соответствии с этими способностями. Не ломать его планов, не пытаться реализовать свои замыслы, а суметь увидеть их и гибко корректировать – создавать условия, формировать среду, самим участвовать в развитии способностей ребенка.
И вот тогда уже корректировать СДВГ – если он мешает самому ребенку выполнить задуманное.